Нанесение патины на металлические и деревянные изделия

Патинирование кованых изделий краской

Перед началом работы необходимо приготовить изделие:

  • металл требуется тщательно очистить от окалин;
  • затем изделие обезжиривается специальной грунтовкой;
  • далее следует прогрунтовать и покрасить металл (грунтовка наносится для того, чтобы защитить изделие от ржавчины, которая является бичом для всех металлов, а краска наносится с целью защиты грунтовки от внешних воздействий).

Для последующего патинирования кованого изделия подходят следующие виды красок:

Алкидные. Алкидные краски являются самыми дешёвыми из красок, подходящих для патинирования, но они же и обладают самыми худшими свойствами. Алкидные краски рекомендуется применять исключительно в тех случаях, когда поверхность, подлежащая патинированию, находится на открытом воздухе и имеет большую площадь (в этом случае при использовании красок на алкидной основе можно будет очень хорошо сэкономить).

Фактурные. Фактурные краски идеально подходят, если дизайнер помещения хочет придать кованым материалам визуальные шероховатость и матовый оттенок, в остальных случаях лучшим решением будет воспользоваться другими видами красок.

Молотковые. Молотковые краски придают кованому изделию эффект побитости, визуально “разбивая” изделие на осколки. Молотковые краски идеально подойдут для кованых изделий, использующихся в помещениях, оформленных в авангардном стиле, но их предпочтительно использовать только в помещении – на воздухе они быстро теряют свои свойства.

Порошковые. Порошковые краски обладают практически идеальным набором свойств – они достаточно долговечны, качественны и стоят относительно недорого, однако такие краски имеют одно существенное ограничение по применению – порошковые краски можно использовать только для покраски кованых изделий, не подвергавшихся ранее сварке или монтировке.

Электростатические. Из всех вышеназванных видов красок именно электростатические краски обладают наилучшим качеством, но за такие свойства приходится дорого платить.

Покрасив кованое изделие в основной цвет и подождав, пока краска окончательно высохнет, можно приступать непосредственно к патинированию. Патинирование, как правило, проводится на контрасте:

  • если основной цвет кованого изделия имеет тёмный оттенок, то патинирование должно производиться с помощью светлых красок;
  • если основной цвет металла является светлым, то патинирование нужно проводить с помощью использования красок тёмных тонов.
  • если металл, подлежащий патинированию, имеет фактурную структуру (неоднородную поверхность), то можно смело патинировать всю его поверхность;
  • если изделие достаточно гладкое, то лучшим решением в данном случае будет патинирование отдельных элементов (например, завитки, цветочки, орнаменты, узоры и тому подобные украшения).

Способы патинирования меди в домашних условиях

Нанесение искусственной патины аналогично естественному окислению медной поверхности. Но некоторые способы не долговечны и требуют закрепление пленки лаком. Из самых распространенных технологий, успехом пользуется химический метод, электрохимический и термический. Для каждого из них необходимы определенные составы и инструменты, а также соблюдение мер безопасности.

Подготовительные мероприятия

Некоторые способы патинирования меди требуют использование токсичных химических составов, которые выделяют ядовитые испарения. Это требует соблюдение определенных правил во время работы:

  • процедура нанесения оксидной пленки проводится в специальных шкафах или в хорошо вентилируемом помещении;
  • химикаты держат в герметичных емкостях, предотвращая их пролитие и образования вредных паров;
  • перед патинированием медное изделие необходимо хорошо очистить, обезжирить спиртом и промыть в хорошо теплой воде.


Перед патинированием медное изделие необходимо обезжирить спиртом

После процедуры патинирования, обработанные предметы промывают и выкладывают для просушки. Лучше всего использовать для этой цели древесные опилки. Они эффективно справляются со своей задачей, не повреждая при этом оксидную пленку, которая еще не закреплена лаком. Кроме того, ткань не способна полностью удалить влагу с рельефной поверхности и процесс патинирования в труднодоступных местах будет продолжаться. Использование опилок исключает это, т.к. они полностью вытягивают влагу.

Какие эффекты можно получить на металлах

Металлические изделия не столь часто встречаются в жилых помещениях, но все же без их присутствия невозможно создать декорации. Ими могут быть люстры, светильники, подсвечники и канделябры. Конечно, такие изделия привлекательны внешним видом, но иной раз им хотелось бы придать эффект старины. Такое возможно, если металлические предметы простоят долгие годы, но всего хочется добиться сразу. Чтобы создать патинированное основание на металле, без химических веществ не обойтись.

Патинирование оснований подразделяется на несколько видов:

Красиво сморится эффект старины на серебряных предметах. Такие металлические поверхности довольно восприимчивы к обычной сере, при этом можно добиться разных оттенков: от слабо-желтого до яркого бирюзового. Если воздействуют хлориды или аминокислоты, то получается черный цвет, но при этом пленка получается грубой и заметной. Но если серебро просто почернить, то можно сказать, что попали в прошлые века.

Золотые изделия практически ни с какими химическими реагентами не вступают в реакции, но если в сплаве на основе этого металла имеется медь или никелевые соединения, то по истечении времени образований оранжевых или пятен коричневого оттенка не избежать.

В жилых помещениях встречаются бронзовые изделия и небольшое количество медных предметов, а редко просто из сплавов железа. Появление зеленой пленки на медном основании происходит вследствие воздействия хлоридов, а черный цвет получается при взаимодействии с оксидом. Медь быстро вступает в реакцию.

Бронзовая патинированная поверхность подвергается разрушению молекул, на ней образуется зелёный или голубой налет. На таких металлах наиболее благородной и не действующей во вред основанию является патина черного оттенка. Последний вариант получается патинированием бронзы с помощью обработки маслом, а для прокаливания используется медная стружка.

Инструкции по работе своими руками

Процесс патинирования считается достаточно простым. С ним способен справиться даже начинающий мастер.

Подготовка поверхности

Перед декоративным нанесением патины требуется тщательно подготовить поверхность. Использовать такой материал допустимо только для идеально гладкого металла. На нем не должно быть следов коррозии. Это приведет к недостаточно качественному грунтованию поверхности. Как следствие, верхние слои покроются пузырями и слезут.

Все заусенцы рекомендуется удалить, сколы и выбоины покрыть шпаклевкой и отшлифовать наждачной бумагой. Вначале требуется воспользоваться грубой, а затем и более мелкой текстурой.

Подготовленную поверхность рекомендуется покрыть специальным грунтом. Удобнее всего воспользоваться спреем-баллончиком. После чего на поверхность стоит нанести краску-патину.

Важно учитывать, что эффект патины идеально смотрится на изделиях, которые окрашены темной краской. Поверхность должна хорошо просохнуть

В противном случае патина плохо ляжет, и получить требуемый эффект не получится.

Техника нанесения краски

Чтобы сделать процедуру патинирования, допустимо воспользоваться кисточкой или губкой. Если набирать растворенную краску на кончик кисти, удастся получить абсолютно разные текстуры. Не стоит мочить кисть перед покраской – она непременно должна быть сухой. Влажный инструмент спровоцирует появление потеков и капель на металлической поверхности.

Опытные мастера не советуют использовать слишком большие или маленькие инструменты. Идеальный размер щетинок составляет 2-3 сантиметра. Губка даст эффект запыления, однако не стоит прижимать ее слишком сильно. В этом случае на поверхности отпечатаются поры инструмента.

Во время работы рекомендуется держать под рукой салфетку и растворитель. Также потребуется немного основной краски. Работать с патиной нужно очень четко. При повторном нанесении вещества на металл есть риск получить непривлекательный плоский эффект

При окрашивании отдельных деталей важно соблюдать аккуратность. При случайном нанесении вещества на прилегающий участок, его стоит закрасить фоновым веществом

Нанесение патины на древесину своими руками

Патинирование дерева своими руками начинается с подготовки поверхности, и только после этого наносят красящий состав

При работе важно соблюдать технику безопасности. Работы нужно проводить на открытом воздухе с использование средств защиты

Подготовительный этап

Прежде всего необходимо удалить железной щеткой или наждачкой с обрабатываемой плиты следы старого лака и краски. Ламинированную мебель с помощью наждачной бумаги брашируют.

После этого проводят реставрацию. С помощью специальной шпатлевки заделывают глубокие повреждения, высушивают, снова шлифуют наждачной бумагой.

Затем необходимо нанести на мебель грунтовку по дереву и оставить на 10 часов для высыхания. Для подготовки ламинированного покрытия вначале используют специальный адгезивный изолятор, а затем – бесцветный полиуретановый грунт.

При помощи морилки

Процесс нанесения морилки прост. Сначала металлической щеткой удаляют с обрабатываемой мебели мягкие волокна древесины. Затем вручную (кистью, валиком или губкой) или из пульверизатора дважды покрывают ее морилкой выбранного оттенка.

Добиться более равномерного окрашивания удастся с помощью кондиционера, который заполнит все неровности на поверхности материала. Его наносят каждые 20 минут до тех пор, пока состав не перестанет впитываться. Затем выжидают 30 минут и наносят морилку.

Классический способ

Нанесение патины на дерево проводят следующим способом:

  1. Наносим на плиту базовый слой акриловой краски нужного оттенка. Можно наложить состав ровно или грубыми мазками. Оставляем сохнуть на 24 часа.
  2. Наждачной бумагой аккуратно трем слой краски в некоторых местах для эффекта состаривания, полируем ветошью.
  3. Наносим еще один слой акриловой краски. Можно другого оттенка или с металлическим блеском. Растушевываем, снова трем наждачной бумагой и просушиваем.
  4. Покрываем изделие слоем матового акрилового лака и оставляем на 6 часов до полного высыхания.

Что понадобится для работы?

Патинирование производится при помощи краски, которая для этого предназначена. Материал продаётся в порошке, и мастер может выбрать цвет на свой вкус. Кроме краски, понадобятся:

  1. Жидкий растворитель.
  2. Кисть или пара губок.
  3. Ванночки или тары для патины (пластиковые или стеклянные, главное — не металлические).
  4. Изделие, над которым проводится работа.

Чтобы состарить латунь, необходимо работать в помещении с вентиляцией и вытяжкой, чтобы не отравиться парами ядовитых веществ. Сам процесс осуществляется в перчатках и маске.

Если вещество, используемое в работе, попало на кожу, нужно сразу нанести на это место кашицу из соды. В случае проявления покраснений, ожогов и других изменений на кожном покрове нужно немедленно обратиться к врачу.

Как состарить латунь в домашних условиях? Просто нужно следуйте инструкции и соблюдайте правила техники безопасности.

Патинирование латуни в домашних условиях

Чернение (патинирование) меди

Процесс оксидирования меди, в результате которого медное изделие приобретает темный цвет называют чернением или патинированием меди.

Патинирование – процесс образования на поверхности металла сернистых или хлористых соединений в результате взаимодействия химических элементов с металлом.

Чернение (патинирование) меди проводят в растворе серной печени. В результате взаимодействия ионов серы с металлом на поверхности медного изделия образуются пленка сульфида меди – соль черного цвета нерастворимая в воде и неконцентрированных кислотах.

Для чернения меди используют следующие варианты растворов:

  • серная печень (10-20 г/л) доводится до кипения;
  • серная печень (6-10 г/л), хлористый аммоний (40 г/л) при температуре 800С;
  • едкий натр (9 г/л), персульфат аммония (3 г/л) при температуре 1000С.

Реакция оксидирования проходит быстро, медное изделие приобретает темный благородный оттенок (под старину). Таким способом часто патинируют медные чеканки – в результате в углублениях медь приобретает черный цвет, на наклонных поверхностях оттенок светлее и на выпуклых поверхностях изделие сохраняет блестящий красный цвет. Перед погружением в раствор чеканку нагревают.

Художественное патинирование медных пластин

В художественных мастерских для обработки чеканок и различных украшений из меди часто используется способ оксидирования меди без погружения в раствор. Для этого на поверхность изделия аккуратно наносят слой концентрированной азотной кислоты, после чего изделие нагревают. Цвет меди меняется в зависимости от температуры от зеленовато-синего до черного. Затем изделие остужают, промывают водой и осветляют выпуклые части композиции с помощью плотной ткани, смоченной в бензине.

Еще один способ цветного оксидирования меди, при котором получают различные оттенки поверхности изделия в одном и том-же растворе, проводится в смеси серноватокислого натрия (130 г/л) и ацетата свинца (35 г/л) при температуре 800С. Поверхность изделия под воздействием раствора может приобретать желтый, оранжевый, красный или фиолетовый цвет. Оттенок оксидной пленки постоянно меняется при раскачивании, при достижении необходимого результата изделие вынимают из раствора сушат и наносят лак. При этом практически невозможно получить два идентичных изделия, каждая художественная композиция будет неповторима.

Удаление окисной пленки с меди

Снятие темной патинирующей пленки с поверхности изделия проводится в растворе (10-15%) кислот – серной и азотной.

Внимание: При смешивании концентрированной серной и азотной кислоты происходит реакция с выделением большого количества тепла. Следует использовать только специальную тонкостенную химическую посуду

При растворении кислот следует вливать кислоту в воду медленно, небольшими порциями. Следует помнить, что соли меди ядовиты, все работы проводить в вытяжном шкафу.

Особенности технологии патинирования

Определение «патина» первоначально характеризовало появление на изделиях из меди и ее сплавов тонкой пленки окислов, которая придавала предмету «постаревший» вид. Современная технология патинирования позволяет состарить деревянные поверхности, элементы мебели и изделия в целом, что значительно повышает их декоративность.

Промышленная технология патинирования достаточно сложна, однако существуют упрощенные, способы состаривания, которые при наличии доступных реактивов и определенных навыков химика-любителя и реставратора позволят придать предметам антикварный вид.

Для того чтобы не испортить мебельное изделие, перед его патинированием необходимо опробовать выбранный способ на каком-либо куске дерева.

Наиболее простым и безопасным способом состаривания для мебели считается втирание темного воска в ее поверхность. Это придает ей вид естественного, связанного не с небрежным уходом, а с временем, загрязнения.

Для повышения декоративности и естественности старения многие реставраторы используют обычные, соответствующие по цвету краски, «разбавляя» их бронзовым или алюминиевым порошком (пудрой). Все эти материалы можно найти в магазинах строительно-отделочных аксессуаров. Кроме того, в последнее время в продаже появились специальные наборы для патинирования, в которые входят не только окрашивающе-декорирующие составы, но и инструмент, необходимый для выполнения операций.

На заметку!

Кроме металлической пудры потребуется различная по абразивности наждачная бумага, ватные или поролоновые тампоны, для состаривания больших по площади деревянных поверхностей – малярный валик.

Следует учитывать, что домашнее патинирование является по своей сути обычным окрашиванием, при котором вместо стандартных красок используются специальные составы, которые не меняют структуру дерева, действительно старя ее, а лишь придают изделию антикварный вид. Это покрытие, в случае неудачного эксперимента или не понравившегося внешнего вида, можно без нанесения значительного вреда легко удалить с поверхности предмета.

Наиболее часто эксперименты по искусственному старению проводятся в отношении мебели. Для этого можно использовать стулья, столы, комоды, шкафы, которые потеряли свою внешнюю привлекательность, а их дизайн не соответствует требованиям времени.

Из вполне крепких, функционально пригодных мебельных изделий, можно сформировать интерьер жилого помещения или кухонной комнаты в одном из ретро-стилей. Помимо прикладных задач по повышению декоративности рассматриваемая технология реставрации преследует и практические цели. Нанесенный новый лакокрасочный слой не только изменит внешний вид мебельных предметов, но и дополнительно защитит поверхность от неблагоприятных внешних воздействий.

Подробности

Патинирование древесины и разновидности средства

Налет на древесину чаще всего ни о чем хорошем не скажет, потому что появляется при поражении гнилью или грибком. Но на древесине с высокой плотностью и твердости, малочувствительной к воде – к примеру, дуб, темная или белая патина станут настоящим указанием на старину. Мебель в обычной гостиной часто подвергают патинированию искусственного типа, потому что получить налет естественного типа крайне сложно. Для улучшения эффекта следует сочетать механические и химические способы. Для древесины используют несколько составов, и их покупают в строительных маркетах.

  • Густая патина – продается в виде пасты, и обычно, является двухкомпонентной. Обычно таким образом получают светло-коричневые, золотые или красноватые оттенки. Для эффекта позолоты основой станет естественный цвет древесины – к примеру, того же дуба.
  • Жидкая – по сути, это особенный лаковый состав, который придает древесине светловато желтый или даже золотистый оттенок, который присущ старинному ясеню или дубу.
  • Фацетный лаковый состав – он не совсем является патиной, скорее, эффектом старины на базе растрескивания. После просыхания лак начнет покрываться самыми тонкими трещинками, как это бывает на очень старой древесине.

Разновидности покрытий можно комбинировать, чтобы получить другие, более интересные эффекты.

Патина на металле

Изделия из металла в интерьере гостиной или спальни встречаются не так часто и обычно являются предметами декоративными и небольшими по размеру – бра, люстры, подставки, подсвечники и остальное. Несмотря на то, что новое изделие имеет яркий блеск и красивый цвет, желающих придавать им не такой современный вид, находится весьма много. А так как ждать, пока этот эффект будет достигнут естественный путем, долго, прибегают к применению химических веществ.

Виды патины

Оттенки и разновидности пленки на различных типах металлов при различных условиях отличаются и очень заметно.

  1. Более привлекательно выглядит эффект состаривания на поверхности серебра. Металл достаточно инертный, и пленка появляется обычно при реакции с серой, создавая оттенки с переливами от светлого желтого до бирюзового и малинового. Патина черного цвета появляется при воздействии хлоридов и аминокислот. Дикая разновидность этого рода не самая красивая – пленка грубая, а еще наступает выступать над поверхность. А вот чернение серебряных поверхностей помогают придавать изделию редкое изящество.
  2. Золото – благородный металл в реакции практически не вступает. Но если сплав содержит никель или медь, могут спустя время появляться светлые коричневые или даже оранжевые пятна. Намного больше дизайнеров привлекает имитация патинированной поверхности на базе золотого цвета. Эффект этот исключительно декоративный и создается краской золотого цвета, и при этом реализовать можно патину по дереву и металлу – к примеру, на дубовой древесине.
  3. Обычно в гостиной сталкиваются с бронзовыми и медными изделиями, а иногда с железными, если будет идти речь о гостиной в стиле лофт. На медной поверхности голубая и зеленая пленка обусловлена отложением ацетатом меди, хлоридов, черная – образованием сульфита или оксида. Патина красного цвета тоже сформирована хлорными солями, но обычно образуется искусственным методом. Патина коричневого цвета начинает проявляться при воздействии солей аммония. Для меди почти все виды отложения являются относительно безопасными, что и превратит кованые медные изделия как прекрасный декор для гостиной.
  4. А вот для бронзы голубые и зеленые покрытия представляют опасность. Декоративной краской патиной для сплава является лишь пленка черного цвета. Искусственным образом они достигаются за счет воронения – масляной обработки и прокаливания в опилках из меди.

Патина своими руками

Многие старинные бронзовые и медные изделия имеют красивое синевато-зеленое покрытие – это патина, возникшая вследствие длительного воздействия атмосферных факторов – осадков, ветра и т.д. По этим причинам на бронзе или меди образуется толстый слой углекислой меди, которая по своему составу схожа с малахитом. Именно поэтому внешний вид патины так похож на этот минерал. Настоящая патина (Patina antica) имеет не только похожий на малахит вид, но и общее происхождение.

Слой патины придает любому изделию налет благородной старины, поэтому патинирование часто применяют с целью декорирования.

Нанесение патины на древесину своими руками

Патинирование дерева своими руками начинается с подготовки поверхности, и только после этого наносят красящий состав

При работе важно соблюдать технику безопасности. Работы нужно проводить на открытом воздухе с использование средств защиты

Подготовительный этап

Прежде всего необходимо удалить железной щеткой или наждачкой с обрабатываемой плиты следы старого лака и краски. Ламинированную мебель с помощью наждачной бумаги брашируют.

После этого проводят реставрацию. С помощью специальной шпатлевки заделывают глубокие повреждения, высушивают, снова шлифуют наждачной бумагой.

Затем необходимо нанести на мебель грунтовку по дереву и оставить на 10 часов для высыхания. Для подготовки ламинированного покрытия вначале используют специальный адгезивный изолятор, а затем – бесцветный полиуретановый грунт.

При помощи морилки

Процесс нанесения морилки прост. Сначала металлической щеткой удаляют с обрабатываемой мебели мягкие волокна древесины. Затем вручную (кистью, валиком или губкой) или из пульверизатора дважды покрывают ее морилкой выбранного оттенка.

Добиться более равномерного окрашивания удастся с помощью кондиционера, который заполнит все неровности на поверхности материала. Его наносят каждые 20 минут до тех пор, пока состав не перестанет впитываться. Затем выжидают 30 минут и наносят морилку.

Классический способ

Нанесение патины на дерево проводят следующим способом:

  1. Наносим на плиту базовый слой акриловой краски нужного оттенка. Можно наложить состав ровно или грубыми мазками. Оставляем сохнуть на 24 часа.
  2. Наждачной бумагой аккуратно трем слой краски в некоторых местах для эффекта состаривания, полируем ветошью.
  3. Наносим еще один слой акриловой краски. Можно другого оттенка или с металлическим блеском. Растушевываем, снова трем наждачной бумагой и просушиваем.
  4. Покрываем изделие слоем матового акрилового лака и оставляем на 6 часов до полного высыхания.

Техника кракелюр

В результате использования техники кракелюр мебель покрывается паутинкой мелких трещинок. Самая простая технология патинирования гарнитура этим способом – с применением фацетного лака. Это состав на водной основе, который в процессе высыхания растрескивается с эффектом кракелюра.

Чем больше слоев покрытия нанести, тем больше будет трещинок на обработанной поверхности. Фацетный лак может быть прозрачным или цветным. Состав можно наносить на необработанную или окрашенную плиту.

Есть еще одна технология патинирования мебели кракелюр. Вначале гарнитур покрывают акриловой краской, затем – лаком для кракелюра и матовой краской на водной основе. Финишный слой должен быть тонким, чтобы не испортить фактуру. Кистью проводим один раз, чтобы лак не скатался.

Двухфазная технология патинирования мебели с эффектом кракелюра выглядит так. Наносим шеллачный лак в 2-3 слоя, тщательно просушивая каждый. Затем наносим кракелюрный лак, позволяем ему просохнуть, трещинки затираем битумным воском и снова покрываем шеллаком.

Зачем нужна патина

Потемнение металла и изменение его цвета является признаком подлинности старинного предмета. Но возможно и искусственное патинирование металла, которое способно украсить современное изделие. Не каждому нравится яркий блеск свежей позолоты или начищенной латуни. А обработанные специальным образом, они приобретают более утонченный вид и элегантный оттенок, который не мешает зрительному восприятию кованого предмета.

Кроме того, искусственная патина в ковке предохраняет материал от окисления, например, бронзу. Она атмосфероустойчива и может на долгие годы защитить металл, как внутри помещения, так и на улице. Особенно привлекательно выглядят садовые изделия, искусственно «состаренные». Они очень органично вписываются в природный ландшафт, становятся его частью.

Подготовка поверхности

Декоративное нанесение патины требует тщательной подготовки обрабатываемой поверхности, металл должен быть идеально гладким. На нем не должно быть проявления коррозии, она не даст хорошо загрутновать поверхность, верхние слои достаточно быстро запузырятся и облезут.

Подготовленное изделие покрывается специальной грунтовкой (удобнее всего, из спрея-баллончика), а затем на него наносится краска-патина для металла.

Обратите внимание, что эффект патины лучше всего выглядит на изделиях, окрашенных темной, особенно черной краской. Окрашенное изделие должно хорошо высохнуть, иначе патина будет плохо ложиться, и вы не добьетесь желаемого эффекта

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Домашний дизайнер
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: