Основные понятия
Прежде чем начать изучать таблицы смешивания красок, стоит ознакомиться с некоторыми определениями, которые позволят легко разобраться в новом для себя материале. Ниже объяснены слова, используемые в теории и практике смешивания оттенков. Это не научные энциклопедические определения, а расшифровки на языке, понятном обычному новичку, без присутствия сложной терминологии.
Ахроматические цвета — это все промежуточные оттенки между черным и белым, то есть серые. В этих красках присутствует только тональная составляющая (темное — светлое), а как такового «цветного цвета» нет. Те, где он есть, называются хроматическими.
Основные цвета — красный, синий, желтый. Их нельзя получить смешением каких-либо других красок. Те, которые можно, являются составными.
Насыщенность — характеристика, которая отличает от идентичного по светлоте ахроматического оттенка. Далее рассмотрим, что собой представляет таблица смешивания красок для рисования.
Совместимость с другими составами
Колоранты отличаются прекрасной совместимостью не только с красками, но и с другими составами. Они придают особые оттенки лакам, подходят для красок на водной основе, алкидным краскам, эмалям и даже побелке. Колоранты с перламутровым или металлическим блеском также можно смешивать с любой основой.
Колер для фасадной краски
Для фасадной краски одинаково подойдёт порошковый, жидкий, а так же колер для масляной краски. Самое главное — соблюдение пропорций и тщательность смешивания при хорошем освещении.
Следует выбирать устойчивые к солнечному свету и атмосферным явлениям составы колеров.
Колер для лака по дереву
Колеровать лак можно универсальным колорантом, чтобы слегка затемнить или придать дереву нужный оттенок
Самое важное — совместимость колера с лаком и на какой основе этот лак, иначе полученный состав невозможно будет использовать в работе
Нужно учесть, что для наружных работ следует выбрать колер с неорганическими пигментами, потому что его стойкость гораздо выше.
Колер для цемента
Самый популярный колер для цементного раствора — это железо — оксидный колер с высокой насыщенностью и долговечностью цвета. Состав для окраски цемента должен быть влагоустойчивым, не выгорать на солнце и быть невосприимчивым к щелочам.
Колер для бетона
Колоранты для бетона бывают в виде пасты, порошков, эмульсии и капсул из натурального и синтетического сырья. Как и в случае колеров для цемента, главные требования — это высокая интенсивность цвета, устойчивость к воздействию щелочей и солнечного света и маслоемкость.
Чем меньше масла, тем выше стойкость пигмента.
Колер для гипса
Для покраски гипса можно использовать пигмент или жидкий колер. Пигмент для гипса засыпают в сухую массу и перемешивают, а жидкий колер заливается в гипс в процессе его растворения.
Колер для декоративной штукатурки
Любую декоративную штукатурку можно тонировать с помощью колеровочной пасты. Для наружных работ стоит выбирать устойчивые к ультрафиолету составы с учетом условий эксплуатации. А для внутренних работ выбирают менее токсичные колеры на водной основе.
Советы, которые пригодятся при выборе колера
Выбор материала начинается с изучения каталога цветов.
- Если нет кода желаемого цвета, то нет смысла заниматься смешиванием в магазине. Может так случится, что дома получится другой оттенок.
- Сразу смешивать весь ЛКМ не стоит. Начинать нужно с небольших порций.
- Если окрашивается поверхность, которая освещается искусственно, то приобретаются органические пигментные материалы. Неорганические применяются, если преобладает естественный свет.
- Концентрированный пигмент пастообразной консистенции отечественного производителя по качеству не уступает зарубежным аналогам.
- Зауженное горлышко тары пигмента облегчает отмерять дозу его.
- Чем выше показатель белизны акриловой краски, которой окрашивается поверхность внутри помещения, тем базовый материал качественнее. И колеры для акриловой краски дают сочнее оттенок.
- Производители часто на упаковочной емкости указывается «материал для потолка» или «для стен». Эти рекомендации важны, поскольку их составы между собой отличаются.
- Оттенок выглядит светлее на обширном участке поверхности. На стене с окном или дверным проемом тот же цвет смотрится темнее. На два тона темнее выглядит стена с фактурным окрашиванием.
- Сдержано смотрится матовое покрытие, играет цветами – покрытие глянцем.
Рекомендуем видео по теме:
Советы, которые пригодятся при выборе колера
Выбор материала начинается с изучения каталога цветов.
- Если нет кода желаемого цвета, то нет смысла заниматься смешиванием в магазине. Может так случится, что дома получится другой оттенок.
- Сразу смешивать весь ЛКМ не стоит. Начинать нужно с небольших порций.
- Если окрашивается поверхность, которая освещается искусственно, то приобретаются органические пигментные материалы. Неорганические применяются, если преобладает естественный свет.
- Концентрированный пигмент пастообразной консистенции отечественного производителя по качеству не уступает зарубежным аналогам.
- Зауженное горлышко тары пигмента облегчает отмерять дозу его.
- Чем выше показатель белизны акриловой краски, которой окрашивается поверхность внутри помещения, тем базовый материал качественнее. И колеры для акриловой краски дают сочнее оттенок.
- Производители часто на упаковочной емкости указывается «материал для потолка» или «для стен». Эти рекомендации важны, поскольку их составы между собой отличаются.
- Оттенок выглядит светлее на обширном участке поверхности. На стене с окном или дверным проемом тот же цвет смотрится темнее. На два тона темнее выглядит стена с фактурным окрашиванием.
- Сдержано смотрится матовое покрытие, играет цветами – покрытие глянцем.
Рекомендуем видео по теме:
Рекомендации по смешиванию красок
Базовых оттенков всего 3 – это красный, синий и желтый. Также к основным цветам можно отнести белый и черный. Всю остальную обширную гамму расцветок можно получить путем смешения перечисленных тонов в различных пропорциях. Проще всего окрасить водно-дисперсионную краску, то есть составы, производимые на основе водной дисперсии полимеров, например, акриловых или винилацетатных. Также довольно легко колеровать в требуемый цвет акриловые краски, то есть изделия на основе полиакрилатов. Чаще всего подобная продукция поставляется в магазины в белом цвете, а для тонировки производители выпускают большой ассортимент пигментных концентратов (порошкообразных или жидких), специально предназначенных для водорастворимых красок.
Можно сразу же купить такие оттенки колеров, как абрикосовый, аметистовый, пурпурный, кофе с молоком, весенне-зеленый, слоновая кость и многие другие. После чего добавить их в основной состав и тщательно размещать. Пропорции, как правило, указаны на инструкции к пигменту. Но что же делать в том случае, если требуется использовать масляные краски, ведь для подобных изделий не предусмотрены порошкообразные колеры? Данный вариант предполагает смешивание красок готовых оттенков.
Для основы можно использовать варианты окрашивания, представленные в таблице:
Базовый цвет
Получаемый оттенок |
Белый | Черный | Красный | Синий | Желтый |
Зеленый
+
+
Оливково-зеленый
+
+
Серо-зеленый
+
+
+
Мятный
+
+
+
Оранжевый
+
+
Персиковый
+
+
+
Розовый
+
+
Голубой
+
+
Светло-сливовый
+
+
+
Фиолетовый
+
+
Коричневый
+
+
+
Однако, важно понимать, что получить искомый оттенок не так просто. То есть недостаточно только знать, какие цвета следует смешивать, также требуется иметь представление и о пропорциях. Например, чтобы создать тон кофе с молоком необходимо использовать белый, красный, синий и желтый колер
Однако, для начала придется намешать зеленый цвет, путем соединения желтого и синего, потом добавить в получившуюся краску красный, так тон станет коричневым и только потом добавлять белый до получения требуемого результата. Именно поэтому существует важное правило: прежде чем смешивать всю массу, рекомендуется сделать пробный замес в маленькой таре. Это поможет избежать неудач и сэкономить финансы в случае провального эксперимента
Например, чтобы создать тон кофе с молоком необходимо использовать белый, красный, синий и желтый колер. Однако, для начала придется намешать зеленый цвет, путем соединения желтого и синего, потом добавить в получившуюся краску красный, так тон станет коричневым и только потом добавлять белый до получения требуемого результата
Именно поэтому существует важное правило: прежде чем смешивать всю массу, рекомендуется сделать пробный замес в маленькой таре. Это поможет избежать неудач и сэкономить финансы в случае провального эксперимента
Самостоятельное получение цветной краски имеет определенные недостатки. В частности, можно отметить то, что повторить точный вариант цвета довольно проблематично, а замешивание «про запас» не выгодно с финансовой точки зрения. Поэтому следует точно рассчитать расход материала и смешивать цвета ЛКМ с запасом в 5-10%.
Колеровка краски своими руками: пошаговая инструкция
Весь процесс колеровки краски можно разбить на следующие этапы:
Подготовить несколько емкостей из пластика.
Отмерять 100 мл основы и налить в один контейнер.
В базу добавить несколько капель красителя. Если нужен более сложный цвет, то можно комбинировать несколько колеров одновременно.
Записать количество используемой основы (100 мл), количество капель колера и описать результат смешивания.
Смешать колер с основой до получения однородного тона.
Если цвет кажется бледным, то надо добавлять яркости, капая по одной капле.
Как только нужный цвет достигнут, необходимо покрасить небольшую поверхность и после высыхания оценить результат при дневном и искусственном освещении
Важно учитывать, что на основании цвет краски выглядит ярче, чем в таре.
Если тестовое смешивание удачное – можно колеровать основной объем краски:
рассчитать необходимое колличество колера исходя из объема базы;
Особенности работы с акриловыми красителями
Акриловые краски идеально подходят для создания колеров. Плотная консистенция, насыщенный основной цвет позволяют создавать равномерно выраженные тона, которые хорошо ложатся на подготовленную поверхность. Существует несколько особенностей, которые учитывают при работе с акрилами. Они включают учет насыщенности и выраженности оттенков.
Светлые
Светлые оттенки цветовой палитры получают путем добавления вспомогательных колеров к титановым белилам. Примером такого колорирования является получение светло-розовых тонов, медовых оттенков, вариантов бирюзового или салатового колера.
Темные
При работе с темными тонами соблюдают обратное правило. К основе небольшими порциями подмешивают черный цвет, создавая более темный оттенок. Если при этом получается слишком темный фон, то к смеси вновь добавляют порцию основной краски.
Передозировка черного цвета часто пугает пользователей. Если произошла ошибка, то следует дождаться полного высыхания контрольного мазка и подсчитать, какое количество светлого цвета необходимо добавить, чтобы исправить ситуацию.
Зеленая гамма
Зеленый цвет не входит в основную палитру цветов. Традиционный зеленый цвет получают путем смешивания синего и желтого цветов. После тщательного размешивания зеленого тона к нему начинают добавлять вспомогательные элементы. При добавлении белил получают светло-зеленый или нефритовый оттенок. Цвета морской волны можно добиться путем добавления к зеленому черного и белого колеров.
Лиловые и фиолетовые
Лиловый и фиолетовый цвет – это особая группа красок. Холодная палитра получается в результате соединения розового и красного оттенка с черным или белым цветом. Итогом колорирования являются интересные оттенки, предназначенные для окрашивания любых поверхностей:
- лиловый;
- баклажановый;
- лавандовый;
- цвет сирени.
Оранжевые
Оранжевый колер относится к категории теплых оттенков. Оранжевый цвет получают путем соединения желтого и красного цветов, принадлежащих к основной палитре. Интенсивность цвета можно регулировать изменением пропорций основных цветов. Если добавить к оранжевому колеру белила, то результатом будет появление интересных вариантов: дынного, кораллового, светло-персикового.
Земляные
Коричневый цвет в традиционной палитре называется умброй жженой. Использование цветового круга с основой в виде умбры жженой позволяет получать разнообразные оттенки: от бежевого до древесного.
Темно-коричневый цвет получают в результате смешивания умбры жженой и порции черного колера. Бежевый оттенок, который часто используется декораторами жилых помещений, достигается за счет соединения коричневого цвета с равным количеством титановых белил.
Особенности работы с акриловыми красителями
Мастера, предпочитающие для создания художественных шедевров работать с акриловыми красителями, разработали специальную схему смешивания.
Эту схему можно условно разделить на части по созданию нужных тонов:
- светлых;
- темных.
Путем смешения различных тонов, возможно, получить следующие цветовые оттенки:
- зеленые;
- лиловые и фиолетовые;
- оранжевые;
- земляные.
Достаточно для рисования? Вполне, стоит теперь рассмотреть правила смешивания разных цветов для создания каждого тона.
Светлый
За основу берутся белила титановые, к ним небольшими порциями добавляется колер. Чем меньше будет добавлено колеровочной краски, тем светлее получится оттенок. Таким способом можно получить все светлые оттенки палитры.
Темный
Темные тона создаются немного иначе: черный цвет в небольшом количестве добавляется к основной палитре. Таким способом можно получить любой темный тон
Стоит только осторожно добавлять черный, иначе вместо желаемого темно-коричневого колера можно создать грязно-коричневый. Впрочем, даже если первый результат окажется неудачным, второй и последующие будут намного лучше, ведь опыт приходит с практикой
Создав необходимые тона, можно при помощи смешивания различных оттенков создавать необходимую цветовую гамму.
Зеленая гамма
Зеленого цвета в палитре необходимых для приобретения красок нет, его придется сначала сделать, смешивая синий и желтый, причем оттенок и дальнейший результат колеровки будет зависеть от начального соотношения красителя. Какие пропорции брать, можно выяснить только опытным путем, смешивая цвета. Сложно даже описать все варианты цветовых комбинаций, их слишком много. Найти их можно в художественной таблице цветов, которая должна стать лучшим другом каждого художника и декоратора.
Лиловые и фиолетовые
Эти холодные тона можно получить из голубого красителя путем смешивания его со светло-розовой краской (лиловый цвет) или с красным оттенком (фиолетовый цвет). В получившиеся составы можно добавить черный или белый тон для получения множества оттенков.
Оранжевые
Если смешивать в различных пропорциях красный и желтый, то можно получить оранжевый колер, и его насыщенность будет зависеть только от исходного соотношения цветов. Если к полученному результату добавить белила, то возможно создание таких оттенков, как дынный, персиковый или коралловый.
Земляные
Умбра жженая, смешанная со всеми составляющими цветовой палитры, позволяет получить обширную гамму от бежевого (смесь белил с коричневым) до темно-древесного (коричневый с черным).
Коричневый
В зависимости от того, какой основной цвет вам нужен, соедините:
Зеленый с пигментом красной краски;
Пигмент желтой краски в соединении с красным, зеленым и небольшим количеством черного тона;
Много желтого и в равных количествах красного, зеленого, белого и синего тонов;
К желтой краске дать красную и синюю, осветлить с помощью белой, а затемнить – черной;
К желто-оранжевой основе добавить красно-фиолетовую краску;
Получится, если к коричневому постепенно добавлять белый, а затем создать яркость с использованием желтого;
Достигается смешиванием желтого, красного, белого и зеленого.
Это смесь желтого и коричневого.
Плюсы и минусы смешивания коричневого
Как бы странно не звучало, но сделать коричневый цвет красок своими руками не всегда лучшая идея. Давайте разберем когда выгодно смешивать, а когда лучше купить готовый краситель:
-
- Рисуете акриловыми красками по холсту – здесь можете делать коричневый и его оттенки в любых количествах и про порциях цветов;
- Делаете ремонт и остались лишние краски из которых можно получить коричневый для применения в задуманном дизайне;
- Делаете что угодно, но в представленной магазинами палитре цветов нет нужного;
- Если в дизайне комнаты предусмотрены коричневые стены, то не стоит покупать другие цвета чтобы их смешивать, в строительных магазинах достаточно красок коричневого цвета, чтобы выбрать подходящую;
- Если красите волосы, не стоит смешивать разные составляющие, даже одинакового оттенка, если это не предусмотрено инструкцией;
- Если заранее не уверенны, что будете использовать именно коричневый.
Оттенки коричневого
Как правильно работать с таблицей
Краски начинают смешивать, ориентируясь на информацию в таблице. При этом технологи рекомендуют придерживаться специальных правил, которые уберегают от типичных ошибок:
- за основу рекомендуют брать самый темный или самый светлый тон;
- к основе вспомогательные оттенки добавляют небольшими порциями, чтобы не создать переизбытка тона;
- смешивание красок должно быть интенсивным и тщательным, из-за поверхностного размешивания может возникнуть ситуация, когда при окрашивании возникает неожиданный результат;
- после смешивания делают контрольный мазок, который позволяет определить, как выглядит полученный колер.
После высыхания краска немного светлеет. Именно поэтому необходимо делать контрольное окрашивание. После оценки результата заказчик решает, добавить ли еще темного тона или осветлить полученный колер
Особенно важно проводить контрольное окрашивание при работе с холодными оттенками палитры. Эти тона способны вести себя по-другому после полного высыхания финиша
Какие краски нужно смешать, чтобы получить черный цвет?
Сам по себе черный оттенок является очень популярным и востребованным практически в любой жизненной отрасли. Хотя часто ему присваивают траурность и скорбь, но именно этот тон передает элегантность, зрелость и мудрость. Да и любое художественное творение приобретает завершенный вид именно в черной композиции. Но вот получить черный цвет не так просто.
Без черных пигментов вывести насыщенный черный невозможно Звучит парадоксально, что черный считается бесцветным колером. Ведь насыщенности у него хоть отбавляй. Но ахроматическим тоном он выступает из-за способности поглощать другие цвета и их лучи. А также такой колер невозможно вывести путем смешивания каких-либо привычных комбинаций. Даже если вы будете использовать вторичные или третичные краски.
Но есть небольшие хитрости, что помогут воссоздать максимально близкой черному колеру цвет
- Самый распространенный вариант – это скомпоновать синий, красный и желтый. Пропорции нужно брать в равных процентных соотношениях. Но учтите, что каждая краска по-своему задаст оттенок черного цвета. Правда, если всмотреться, то он будет больше похож на очень темный коричневый тон или темную охру.
- Эксперименты никогда не прекращаются, а более насыщенный черный цвет выйдет, если вы смешаете пурпурный, желтый и голубой.
- Секрет в том, что эти колеры при смешивании пигментов сделают другие основные цвета. А именно зеленый, красный и синий. Именно эта композиция сможет сделать очень реалистичный черный цвет.
Самая удачная композиция по воссозданию черного цвета
- Также за подобной схемой будут действовать коричневый, синий и фиолетовый цвет. Но это уже комбинации сложных цветов, которые предварительно также необходимо выводить. А в основе идет все те же базовые цвета, за которые выше мы и говорили. Но зато итоговый оттенок будет максимально черным. Кстати, эту тройку можно группировать по два цвета между собой, чтобы получить различной насыщенности черный цвет.
- Такие вторичные цвета, как коричневый и серый, передадут с невероятной точностью черный цвет. Ведь серый также относится в ахроматической группе и может поглощать. Естественно, брать их нужно максимально темными и в равных пропорциях.
Не бойтесь эксперимента — каждая композиция сделает разный оттенокЕсть еще несколько способов, что помогут сделать очень близкий к черному колеру тон
- Поглощение происходит от контраста. Поэтому берем противоположные по цветовому кругу колеры. Например, красный и зеленый. В итоге выйдет очень такой грязно-коричневый, который будет схож с черным цветом. Но учтите, что много красного тона может сделать оттенок в сторону коричневого цвета.
- По такой же схеме действует смесь оранжевой и синей краски. Но в этом вопросе нужно уловить слабый пигмент оранжевого колера и насыщенный оттенок синего. Пропорции уже вам нужно подбирать, отталкиваясь от сочности цвета. Но синий должен преобладать.
- Если вы в 60% фиолетовой краски добавите 40% желтого колера, то в результате получите черный цвет. Но вводите желтый постепенно. Если добавите сразу, то может получится черный цвет с излишней серым отливом.
- Также получить черный цвет можно при комбинировании всех цветов с вашей палитры. Зеленый, фиолетовый, серый, красный или синий — помогут сделать черный фон. Ну, светлые оттенки вводить не стоит, поскольку будет просто грязный серый цвет, что будет лишь близок к черному оттенку.
- Дабы сделать полученный оттенок черного цвета любым путем более насыщенным, добавьте каплю «берлинской лазури». Это позволит достигнуть такого цвета, словно ночное небо.
Комбинирование всех цветов
Как видите, черный цвет действительно ахроматический и уникальный, ведь ни одна композиция не сможет передать его сочность и насыщенность. Но достигнуть максимальной близости – вполне возможно. Главное – не бойтесь экспериментировать и смешивать новые сочетания. Но небольшой совет – сразу же делайте нужное количество краски, поскольку повторить заново любой оттенок черного цвета невозможно.
Рабочий процесс
Смешивая несколько разных цветов, можно получить большое количество самых разнообразных оттенков. Каких?
Оттенки серого
Довольно часто используются при оформлении интерьера. Помогают создать тень или ненавязчивый цвет, а также:
- Создать обычный серый можно, смешивая черный с белым.
- Для создания холодных оттенков необходимо к серому добавить немного зеленого, а для теплых – охру.
- Серо-зеленый – это серый с белым и зеленым.
- Серо-голубой – серый, белый и немного голубого.
- Темно-серый – результат смешивания серого и черного.
Коричневые тона
Чтобы получить насыщенный коричневый краситель, необходимо смешать:
- зеленый с красным;
- красный с синим и желтым;
- красный с белым, черным и желтым.
Как создать другие оригинальные тона:
- Горчичный получится, если в желтую краску добавить красный, зеленый и черный красители.
- Табачный оттенок – это красный, зеленый, желтый и белый.
- Золотисто-коричневый – результат соединения желтого, красного, зеленого, белого и синего. При этом желтого пигмента должно быть больше.
Красные тона
- Основой для розового оттенка принято считать белый цвет. К нему добавляется красный. Чем ярче нужный оттенок, тем больше красного следует добавлять.
- Для получения насыщенного каштанового нужно смешать красный и черный.
- Яркий красно-оранжевый цвет – красный и немного желтого. Чем больше последнего, тем бледнее будет результат.
- Придать красителю пурпурный оттенок можно с помощью смешения нескольких капель ярких синего и желтого цветов и красного пигмента.
- Для создания малинового, согласно рецепту, необходимо смешать яркий красный + белый + коричневый + синий. Чем больше белого, тем розовее оттенок.
Зеленые тона
Глубокий зеленый цвет образуется при соединении желтого и синего тонов. От количества каждого из них зависит насыщенность готового красителя. Чтобы создать оттенки, нужно к зеленому добавить другие цвета:
- Для мятного понадобится белый.
- Для получения оливкового цвета нужны зеленый и несколько капель желтого.
- Оттенок травы можно получить, если смешать зеленый с синим. Выровнять цвет поможет желтая краска.
- Цвет хвои – результат смешения зеленого с черным и желтым.
- Постепенно смешивая зеленый с белым и желтым, можно сделать изумрудный тон.
Фиолетовые тона
Фиолетовый получают путем смешивания синего и красного цветов. Также можно воспользоваться голубой и розовой красками – итоговый цвет будет легким, пастельным. Чтобы затемнить готовый тон, художники используют черную краску, которую добавляют очень малыми порциями. Вот нюансы по созданию оттенков фиолетового цвета:
- для светло-фиолетового можно разбавить готовый колер белилами в нужном соотношении;
- для пурпурного надо вводить большее количество красной краски, нежели синей.
Оранжевый цвет
При создании классического оранжевого соединяют по одной части желтой и красной краски. Но для многих типов краски приходится брать больше желтого, иначе колер получится слишком темным. Вот основные оттенки оранжевого и пути их получения:
- для светло-оранжевого берут розовый и желтый, также можно ввести немного белой краски;
- для кораллового требуется темно-оранжевый, розовый, белый в равных пропорциях;
- для персикового нужны такие цвета, как оранжевый, желтый, розовый, белый;
- для рыжего надо взять темно-оранжевый и немного коричневого.