Поломки электрической составляющей бензинового генератора
- Оборудование подаёт ток, но либо чрезмерно большой (и техника горит), либо же малый (и его недостаточно для работы). Возможно 2 варианта. Первый – мотор функционирует не на 3 тыс. оборотах. Второй – проблемы с платой инвертора, диодами, конденсатором или АВР).
- Оборудование вообще не подаёт тока. Мотор работает, но тока не подаёт. Такая проблема возникает при перегорании AVR, проводки, выход из строя диодов, ротора, статора или иных элементов. Если это инверторный генератор – следует обязательно смотреть его плату.
- Во время включение приборов мотор глохнет либо же плохо функционирует. Здесь проблема в моторе – плохо отрегулирован или где-то забит.
Проблемы с двигателем внутреннего сгорания.
Причинами этого может быть следующее:
- Отсутствие необходимых для работы двигателя элементов – топлива, масла, незагрязнённого воздушного фильтра. Наличие этих компонентов является залогом хорошей работы бензогенератора, при их отсутствии срабатывает защитный механизм и аппарат глохнет.
- Отсутствует искра зажигания. Устранить неполадку можно следующим образом: с помощью специального ключа выкрутить свечу, затем, используя наждачную бумагу и железную щётку, счистить образовавшийся нагар, который появляется при использовании некачественного топлива, вследствие его неполного сгорания. Затем необходимо протереть свечу бензином или спиртом, дать ей высохнуть. После этого следует вновь проверить наличие искры зажигания и попытаться запустить генератор.
- Недостаточно отрегулированный карбюратор, возникновение копоти при работе генератора не в полную силу. Проблему поможет решить дополнительная регулировка карбюратора.
- Прочие серьёзные поломки генератора.
Проблемы в работе электрогенератора обычно возникают из-за отсутствия напряжения, возникающего в силу целого ряда причин. Это может быть отсутствие контакта, неисправность щёток, выгорание конденсаторов, блоков ШИМ и т.п. Если наблюдаются скачки напряжения при постоянных показателях оборотов мотора, то, скорее всего, дело в неисправности регуляторов возбуждения. Необходимо разобрать аппарат, чтобы выяснить точную причину отказа его от работы.
Затруднённый запуск двигателя обычно свидетельствует о его неисправностях. Своевременно обнаружить причину – значит предотвратить её дальнейшее развитие и пресечь негативное влияние на работу агрегата.
Нередко причиной неисправности выступают сразу несколько взаимосвязанных факторов. В этом случае устранять их приходится комплексно.
Чаще всего обстоятельствами, препятствующими нормальному запуску двигателя, выступают:
Плохо работающая система зажигания. Здесь возможны следующие варианты:
Проблемы со свечой зажигания: слишком большое или слишком маленькое расстояние между электродами (необходимо расположить электроды на оптимальном расстоянии), нарушение изоляции (поможет замена свечи на новую), образование сильного нагара (необходима тщательная очистка свечи);
Проблемы с катушкой зажигания: нарушение изоляции или разрыв обмотки (необходима замена), неправильное соединение элементов схемы или перебои в её работе (при невозможности устранить неисправность микросхемы необходима её замена).
Плохо работающая топливная система
Причины и способы устранения:
- Отсутствие топлива в баке (необходимо заправить бак);
- Засорение или пережатие топливного шланга (необходима тщательная прочистка или полная замена шланга);
- Попавший в топливный шланг воздух (проверить прочность соединений, при необходимости – подтянуть);
- Бензин низкого качества или разбавленный водой (залить более качественное топливо);
- Проблемы с карбюратором: поломка, попадание в него топлива или мусора. Проблему решит разбор и прочистка карбюратора. Также причина может быть в неправильно установленной дроссельной заслонке, что решается тщательной регулировкой данной детали.
Проблемы в основных узлах двигателя
Причины и способы устранения:
- Плохо затянутые болты крепления головки цилиндра (плотнее затянуть)
- Износился поршень, поршневые кольца или цилиндр (нужен ремонт или полная замена)
- Плохой контакт между рабочими фасками и сёдлами (необходим ремонт)
- Заедающий клапан (необходим ремонт)
- Зазор между клапанами, величина которого отличается величины зазора, предусмотренной для данной модели (необходима тщательная регулировка величины зазора);
- Прокладка впускного коллектора не препятствует прохождению воздуха (подкрутить болты; если воздух продолжает проходить – необходима замена прокладки)
- Плохо затянутая свеча зажигания (затянуть свечу сильнее)
Устройство и принцип работы бензогенератора
Все автономные источники электропитания работают по принципу преобразования одной энергии в другую.
Конструкция бензогенератора состоит из трёх частей:
- Бензинового двигателя внутреннего сгорания. В маломощные агрегаты устанавливается двухтактный двигатель, а в мощные агрегаты — четырёхтактный.
- Генератора тока.
- Блока электрической модуляции.
Все элементы монтируются на единой опоре. Кроме основных частей, бензиновый генератор оснащён дополнительными элементами:
- Топливным элементом.
- Аккумулятором.
- Ручным стартером.
- Воздушным фильтром.
- Глушителем.
Основные этапы работы бензогенератора
- В бак генератора заливают бензин.
- В двигателе после сжигания углеродного топлива образуется газ. Он вращает коленчатый вал с маховиком.
- Вращаясь, коленчатый вал передаёт мощность на вал генератора.
- При достижении вращения с высокой частотой первичной обмотки происходит смещение магнитных потоков — заряды перераспределяются.
- На различных полюсах создаются потенциалы необходимой величины. Однако, для получения переменного тока, от которого смогут работать промышленные и бытовые приборы, понадобится дополнительное приспособление — блок электрической модуляции. Можно использовать трансформаторный или инверторный.
- Благодаря инвертору можно привести напряжение к требуемому значению — 220 В с частотой 50 Гц. Помимо основного назначения, с помощью блока электрической модуляции удаляется импульсивное перенапряжение и помехи. Блоком также контролируется утечка тока. Блок защищает агрегат от короткого замыкания и перегрузки.
Самодельный бензиновый генератор: плюсы и минусы
Одни специалисты утверждают, если бензиновый генератор собрать аккуратно и со знанием дела, то он прослужит столько же, сколько и фабричный аналог. В свою поддержку они приводят следующие доводы:
- возможная модернизация — прибор можно в любой момент подстроить под собственные нужды;
- экономия — например, на покупку бензогенератора заводской сборки litenergo.ru/benzogeneratory/invertornyj небольшой мощностью (0.75–1 кВт) придётся потратить от 9 тыс. до 12 тыс. руб.;
- удовлетворение от реализованного проекта.
Сторонники заводской сборки скептически смотрят на «кустарные» модели и приводят контрдоводы, утверждая о недостатках самоделок:
- Практическая экономия сборки генераторов незначительна. Покупка частей бензинового генератора по отдельности обойдётся довольно-таки дорого. Для сборки генератора, лучше использовать детали ненужных устройств.
- Найти двигатель и генератор, которые имеют оптимальные параметры, сложно.
- Для изготовления бензинового генератора необходимо обладать знаниями, специальными навыками и уметь работать с инструментами. Реализация самого проекта может занять много времени.
- Бензогенераторы фабричной сборки оснащают самодиагностикой — этот блок следит за рабочими параметрами устройства. Кроме этого, в состав генератора входит устройство автоматического пуска — агрегат начинает работать сразу, как только в сети пропадает электричество. Также бензогенератор может быть укомплектован другими дополнительными устройствами, которые отсутствуют в «кустарных» моделях.
- В отличие от заводских самодельные бензиновые генераторы, изготовленные в домашних условиях, обычно имеют большие габариты и вес.
Виды неисправностей генератора
На практике проблемы с генератором возникают гораздо чаще, чем с батареей.
Это связано с большей сложностью узла, а также с наличием в нем движущихся частей.
Генератор – это устройство для преобразования механической энергии в электрическую.
Сейчас на автомобилях применяют только генераторы переменного тока. Чтобы преобразовать переменное электричество в постоянное, в состав генератора входит диодный мост, отсекающий ток обратной полярности.
В легковых автомобилях номинальное напряжение энергосистемы составляет 12 В.
Но нормальное напряжение, которое выдает генератор обычно больше – 13,8-14,8 В.
Меньший ток приводит к недозаряду аккумулятора, что оборачивается проблемами с пуском двигателя, особенно зимой.
При большем напряжении может закипеть электролит, перегореть лампочки, выйти из строя другие электроприборы.
За поддержание параметров тока в заданном коридоре отвечает регулятор напряжения. Обычно он встраивается непосредственно в генератор как отдельная деталь или составляет единое целое с щеточным узлом.
Устройство автомобильного генератора.
Все неисправности узла можно поделить на связанные с механикой и электрической частью.
Наиболее частые механические повреждения:
- Поломка шкива.
- Износ ремня передачи.
- Износ подшипников.
- Ослабление прижимных пружин щеток.
- Поломки корпуса и его креплений.
Самые частые электрические неисправности:
- Износ или выгорание щеток.
- Выход из строя реле-регулятора напряжения.
- Межвитковое замыкание статора или ротора.
- Пробой или обрыв выпрямительного диода.
- Выгорание или износ контактного кольца.
Нужно учесть, что вовремя не устраненное повреждение приведет к дальнейшим поломкам, так что генератор будет легче заменить на новый, чем ремонтировать старый.
Например, износ подшипников может привести к биению ротора, что способно вызвать межвитковое замыкание, поломку корпуса или заклинивание вала.
Разборка генератора для ремонта.
Нужно учитывать, что одинаковые симптомы в некоторых случаях проявляются при разных неисправностях.
Например, отсутствие контакта на замке зажигания или в блоке предохранителей приведет к тому, что загорится лампочка неисправности генератора.
При выработке ремня генератора нередко появляется свист, напоминающий выработку подшипника, иногда же звука нет вообще, на глаз ремень вращается с положенной скоростью, а генератор не вырабатывает электричество, как будто вышел из строя реле-регулятор или произошел обрыв в обмотке.
Наиболее типичные признаки проблем с генератором:
- Непрерывно горящая или мигающая лампочка разряда аккумулятора при работающем двигателе.
- Аккумулятор быстро разряжается.
- Электролит в батарее закипает, чувствуется неприятный кислотный запах при открывании крышки отсека двигателя.
- Тусклые фары, тихий или неработающий сигнал клаксона при включенном моторе.
- Фары загораются ярче синхронно с увеличением оборотов двигателя, а при их уменьшении становятся тусклее при перегазовке или езде.
- Скрежет, визг, вой, дребезжание генератора.
Устройство и принцип работы генератора
Большинство бензиновых генераторов состоят из трубчатого каркаса, в котором расположены двигатель внутреннего сгорания и электрический преобразователь. Между собой они соединены специальной муфтой. Генератор преобразует механическую энергию двигателя в электрический ток. Данный элемент бывает однофазным или трехфазным. Его работа контролируется электронным блоком управления, который предохраняет от перегрузок и коротких замыканий.
В зависимости от модели двигатели имеют один или несколько цилиндров. Он может быть двухтактным или четырехтактным. Наиболее часто используются четырехтактные двигатели ввиду их экономичности. Для запуска применяется ручной или электрический стартер. Более дорогие модели комплектуются системой автозапуска.
Общие сведения об инверторах
Сварочные трансформаторные аппараты имеют незначительную стоимость по сравнению с устройствами инверторной сварки и простоту устройства, позволяющую произвести несложные операции по ремонту. К главным недостаткам нужно отнести их габариты, вес и чувствительность к параметрам питающей сети. При низких значениях напряжения (U) варить практически невозможно, так как мощность, потребляемая аппаратом, существенно возрастает, а счетчики электроэнергии имеют предел мощности до 6 кВт.
Кроме того, при работе с обыкновенной трансформаторной сваркой происходят кратковременные перепады значения U, из-за которых может выйти из строя другая аппаратура и бытовые приборы. Трансформаторные сварочные аппараты стоят сравнительно недорого и очень легко ремонтируются из-за их простого устройства. Однако обладают значительным весом и очень чувствительны к напряжению питания (U). При низком U производить сварочные работы просто невозможно, так как происходят значительные перепады U, в результате которых могут выйти из строя бытовые приборы. Для избежания всех этих неудобств при работе и используют инверторные аппараты.
Это интересно: Разновидности сварных соединений — разбираемся в вопросе
Ремонт бензогенераторов своими руками — Токарь Мастер
Бензиновые генераторы, даже если они китайского производства, при должном уходе весьма надежны. Тем не менее в процессе их эксплуатации могут возникать небольшие проблемы, которые обычно можно быстро устранить своими руками. Серьезные поломки при знании владельцем устройства и принципа работы генератора также не смогут надолго вывести его из строя.
Наиболее частые неисправности
Если расположить возможные неисправности бензогенератора в своеобразном рейтинге, получится следующий список:
- Отказ либо загрязнение свечи зажигания: затрудненный или невозможный запуск, неустойчивая работа.
- Засорение карбюратора: затрудненный запуск, перерасход топлива, нестабильная работа при постоянной нагрузке.
- Отказ катушки зажигания: отсутствие искры, невозможность запуска.
- Поломки стартера: обрыв, закусывание троса, разрушение храповика.
- Нарушение зазоров клапанов: затрудненный запуск, повышенный шум при работе.
- Износ щеток (на синхронных генераторах) – отсутствие выходного напряжения.
- Неисправность регулятора оборотов: плавание оборотов двигателя, провалы при изменении нагрузки.
- Износ подшипников коленвала и ротора генератора – увеличение шумности работы, подтекания масла.
- Износ цилиндра, поршневых колец – затрудненный запуск холодного двигателя, перерасход масла.
Здесь не учитываются поломки, которые становятся следствием грубого нарушения правил эксплуатации генератора: например, задиры на шейке коленвала из-за недостаточного уровня масла, выгорание обмоток генератора или преобразователя напряжения (на инверторных бензогенераторах) при частых перегрузках.
Фактически неисправности бензинового генератора можно разделить на три группы: механические, электрические и неисправности топливной системы/системы зажигания.
Нарушения в работе систем питания и зажигания и их обслуживание
Затрудненный запуск генератора, проявившийся внезапно и не сопровождающийся увеличением шумности работы двигателя – явный признак либо отклонений в работе карбюратора (слишком бедная или богатая смесь), либо неисправной системы зажигания (слабое или с перебоями образование искры). Так как диагностика состояния этих систем взаимосвязана, она объединена в один раздел.
Выверните свечу зажигания и осмотрите нагар на ее электродах.
- Плотный и сухой черный нагар – признак богатой смеси (неисправен карбюратор, забит воздушный фильтр);
- Маслянистый черный нагар – признак сильного износа поршневых колец, масло попадает в камеру сгорания;
- Белый нагар – признак работы на бедной смеси, необходимо проверить карбюратор.
- Кирпично-коричневый нагар – нормальный для карбюраторных двигателей.
- Красный, зелено-красный нагар – следствие работы на некачественном топливе.
Работоспособность самой системы зажигания проверить просто из-за ее крайней простоты: включите зажигание, вставьте в свечной колпачок заведомо исправную свечу и, положив ее юбкой на ближайшую металлическую деталь двигателя, резко проверните ручной стартер. При отсутствии искры отключите от катушки зажигания по очереди замок зажигания и датчик уровня масла: если при отключении обоих элементов по-прежнему отсутствует искра, замените катушку зажигания.
Неисправности генератора
- Генератор генерирует ток с очень низким напряжением.
- Генератор перестал вырабатывать электрический ток.
- Лампа приборной панели сигнализирует о поломке генератора.
- Генератор генерирует ток выше оптимальной нормы.
- Возникли посторонние шумы при работе генератора.
Прежде чем приступить к ремонту генератора проверьте состояние приводного ремня генератора на износ, натяжку ремня (проверка проводится нажатием на него, ремень не должен прогибаться больше чем на 2мм). Если ремень не сильно изношен, натяжку можно исправить, немножко его подтянув. Проверьте натяжной ролик генератора, он должен легко прокручиваться и не издавать лишних звуков (если ролик плохо прокручивается и издает лишние звуки, следует его заменить). Затем следует снять и разобрать генератор для проверки технического состояния генератора.
Диагностика генератора
В дальнейшем, вам пригодятся следующие измерительные приборы для проверки технического состояния генератора:
- амперметр;
- вольтметр;
- реостат.
Многое нам может сказать частота вращения ротора генератора, которую мы можем проверить по тахометру на панели приборов. Нормальные показатели тахометра при рабочем генераторе должны находиться в пределах от 2000 до 5000 об/мин.
Причины неисправности и ремонта генератора, возможные причины поломки генератора:
Если при проверке вы обнаружили, что генератор не вырабатывает заряд, этому могут быть следующие причины:
- Перегорели контакты или предохранитель.
- Поломка или износ щеток генератора.
- Неисправность реле регулятора.
- Обрыв в статорной или роторной цепи, вследствие замыкания в обмотке.
Устранение выше перечисленных неисправностей генератора решается заменой изношенных деталей.
Как снять и разобрать генератор. Разборка генератора своими руками.
- Снять щеткодержатель с регулятором напряжения, предварительно открутив все крепления.
- Снять натяжные болты и крышку со статором.
- Отсоединить фазные обмотки от выводных проводов блока выпрямления, после чего снять крышку со статора.
- Снять шкив с вала генератора и переднюю крышку с помощью съемника.
Ремонт генератора
В случае замыкания обмотки генератора или обрыва обмотки необходимо заменить провода новыми. Обычно обмотка обрывается в непосредственной близости с контактными кольцами
Обратите внимание на концы обмотки, не произошла ли распайка. Чтобы устранить эту неисправность достаточно отмотать виток в области разрыва назад с обмотки ротора
Снимите отломанный конец обмотки с контактного кольца и припаяйте отмотанный провод.
Если вы обнаружили, что генератор генерирует слабый или чрезмерно сильный заряд, это является признаком неисправности реле генератора. Устранить поломку можно путем замены реле генератора. Если генератор исправен, а лампочка мигает, это свидетельствует о поломке диода питания лампочки в индикаторе. Такая поломка устраняется заменой диода в генераторе.
Посторонние шумы при работе генератора указывают на износ подшипника ротора. Следует разобрать генератор, снять подшипник, осмотреть на дефекты. Если подшипник генератора изношен, замените его.
Для сборки генератора следует провести все действия в обратной последовательности. Ремонт генератора можно выполнить своими руками, в своем гараже, главное соблюдайте технику безопасности, аккуратнее с электроприборами, внимательно запоминайте последовательность разборки генератора, для того, чтобы долго не сидеть над его сборкой.
Устройство генератора ВАЗ 2101, ВАЗ 2102, ВАЗ 2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2106, ВАЗ 2107, ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110
1– «отрицательная» щетка; 2 – щеткодержатель; 3 – «положительная» щетка; 4 – колодка штекера нулевого провода; 5 – изолирующие втулки контактного болта; 6 – выпрямительный блок; 7 – контактный болт; 8 – статор; 9 – ротор; 10 – внутренняя шайба крепления подшипника; 11 – крышка со стороны привода; 12 – вентилятор в сборе со шкивом; 13 – наружная шайба крепления подшипника; 14 – передний подшипник ротора; 15 – дистанционное кольцо; 16 – стяжной болт; 17 – поджимная втулка; 18 – крышка со стороны контактных колец; 19 – буферная втулка; 20 – втулка
Наиболее частые поломки и способы их устранения
Проточные водонагреватели достаточно просто устроены, если не имеют дополнительных электронных блоков управления. При возникновении какой-либо неисправности можно просто обратиться за помощью к перечню, в котором они все указаны. К перечню неисправностей также прилагаются способы их устранения.
Поломка №1: перегоревший ТЭН
Самая распространённая поломка, при которой бытовой прибор продолжает функционировать, даже когда горит сигнальная лампа, так как электрический ток доходит до нагревательного элемента, но не проходит по нему.
Сгоревший ТЭН водонагревателя
Ремонтируем ТЭН в следующем порядке:
1. Отключить водонагреватель от электрической сети и слить из него воду.
2. Снять нагревательный элемент. Для этого необходимо открутить нескольких болтов, крепящих его к корпусу водонагревателя.
3. К двум основным выводам ТЭНа приложить рабочие щупы мультиметра, предварительно установив измерение сопротивления. Рабочим сопротивлением ТЭН является 32-35 Ома. Если мультиметр показывает единицу, это означает, что ТЭН повреждён.
Установка элемента происходит в обратном порядке. Также не стоит забывать о резиновой прокладке под ТЭНом. Если прокладка пришла в негодность, то её следует заменить.
Поломка №2: засорение бытового прибора
Последствием засорения водонагревателя может быть слишком малое давление воды на выходе. Также слышен непонятный шум, похожий на прохождение крупного мусора по трубам системы.
При такой поломке все рабочие элементы электрической схемы остаются исправными, поэтому на поиск неисправности может уйти много времени. Засорившейся водонагреватель не требует ремонта, его следует только качественно прочистить.
Засорение водонагревателя
Порядок чистки проточного водонагревателя:
1. Прибор следует обесточить и слить всю воду из системы.
2. Необходимо снять с ТЭНа 2 провода: фазу и ноль. После чего отстыковать нагревательный прибор и тщательно промыть его в горячей воде. Использовать твёрдые предметы для удаления накипи и ржавчины воспрещается, так как можно повредить корпус элемента.
3. Промыть трубы забора и выброса воды под слабым напором. Для лучшего эффекта допускается использование бытовой химии с мягким действием, без активных элементов.
4. Установить ТЭН в обратной последовательности. Включить прибор и проверить его на функциональность.
Поломка №3: не работает переключатель мощности
Многоступенчатые переключатели мощности устанавливают преимущественно на моделях бойлеров последних поколений. Это позволяет точно регулировать температуру воды и экономить на электроэнергии. Последствие поломки регулятора мощности: прибор никак не реагирует на вращение рукоятки переключения рабочих режимов. На выходе может быть слабо нагретая жидкость, при этом давление остаётся нормальным.
Стандартный переключатель мощности
Чаще всего переключатель мощности представляет собой переменный реостат, проверить который можно с помощью мультиметра. Необходимо к выводам элемента подключить щупы и плавно вращать регулировочную ручку. Если сопротивление будет изменяться, то реостат рабочий, если нет — то его следует заменить. При замене необходимо промаркировать провода и подключать их на соответствующие выводы переключателя. Переключатель лучше покупать оригинальный, а не более дешёвый аналог.
Поломка №4: пробит внешний бак
При длительном эксплуатационном сроке, бак водонагревателя может прохудиться. На целостность материала также влияет качество нагреваемой жидкости — очень часто после нескольких месяцев работы, на поверхности нагревательного элемента образуется накипь.
Повреждение внешнего бака
При пробитом корпусе резко падает давление жидкости на выходе, корпус прибора может быть покрыт подтёками жидкости. Данная неисправность определяется быстро, посредством визуального осмотра.
Другой причиной течи воды может стать пришедшая в негодность резиновая прокладка под ТЭНом — так называемый фланец. Для замены прокладки достаточно слить воду, отключить водонагреватель от сети и снять нагревательный элемент. Достав старую прокладку, на её место необходимо поставить новую и произвести сборку прибора в обратной последовательности.