Материал
В качестве сырья для изготовления этого материала годятся различного вида полимерные отходы – сломанные бытовые изделия, упаковка, пластиковая тара. То есть, сырьё, содержащее лёгкие и тяжёлые полимеры, доля которых имеет соотношение от 50/50 до 40/60. Это сырьё имеется в преизбытке и, поскольку велик рынок одноразовых изделий, оно будет только прибывать.
Вторым компонентом композита является песок с фракцией до 3 мм. Особые требования к песку – отсутствие пылеватых частиц, глинистых примесей. Песчаное сырьё допускается только с низким уровнем влажности – песок (просушенный) и просеянный. Тут не играет роли место происхождения песка и его минеральный состав. Таким образом, источники не скудные, а совсем наоборот.
Технология изготовления включает измельчение, смешивание в термосмесительном агрегате, на выходе которого имеется масса, по консистенции подобная тесту для пельменей. Температура массы 170-190⁰С, а каждая песчинка облачена полимерами. Чем больше доля песка, тем более жёстким получается изделие. Изделия формуются в специальных формах в горячем состоянии под давлением.
Материалу можно придать любой цвет, добавив в массу красители. Поскольку они перемешаны и находятся по всему объему сырьевой массы, а не поверхностно, то изделия сохраняют свой цвет, не боясь истирания поверхности.
Материал не гниёт, не боится бактерий. Стоек к агрессивным веществам, не пропускает воду (обладает водоотталкивающим действием), долговечен, работает при больших перепадах температур, обладает малым весом. Благодаря таким качествам новый полимерпесчаный материал используют для различных строительных изделий.
Недостатки: поскольку нет четкого контроля над изготовителями такой продукции, качество изделий предсказать невозможно. Приходится верить производителю на слово. А ведь не все добросовестно относятся к своей работе.
Особенности
Главный секрет колодца из полимерпеска кроется в сырье, использованном для его изготовления. Основу колодца составляет композитный материал, состоящий из нескольких полимеров с добавлением песка.
Изготовление этого материала осуществляется с привлечением сберегающих ресурсы технологий – отлив и прессовка происходит с использованием вторичного сырья. Например, использованных бутылок, упаковок и пакетов из полиэтилена, полипропилена и полистирола. В качестве армирующей основы применяется супесь – смесь песка (80%) и глины (20%) с размерами частиц не больше трёх миллиметров.
Компоненты смешиваются в специальном устройстве (экструдере) и превращаются в вязкую смесь напоминающую тесто. Из этой заготовки прессуются различные изделия – колодцы, тротуарная плитка, черепица. Причём прочность и тип изделия напрямую зависит от пропорции между супесью и полимерами.
Разогретая масса подаётся в форму и прижимается тяжёлым прессом до полного застывания. Старые колодцы подлежат вторичной переработке. Материал без проблем измельчается, переплавляется и прессуется заново.
Специалистами составлен внушительный список достоинств этого композитного материала, например:
- Устойчивость материала к перепадам температур. Использовать полимерпесчаные изделия можно при температуре от -60 до +120 градусов.
- Ярко выраженная морозостойкость – колодец выдержит до пятисот полных заморозок с последующим размораживанием.
- Длительный срок эксплуатации. Материал не изменяет физических свойств в течение ста лет, а цвет изделия остаётся неизменным около тридцати лет.
- Особая прочность. Изделия не теряют форму и не растрескиваются под давлением грунта или во время неаккуратной транспортировки.
- Малый вес. Например, кольцо из полимерпеска диаметром в один метр весит всего 60 килограмм. Для сравнения, вес у аналогичного кольца из бетона составляет 700 килограмм.
- Высокие гидроизоляционные свойства – изделия не впитывают влагу и не пропускают жидкости. По этой причине колодцы идеально подходят для водопроводов и канализаций.
Цена изделия определяется типом колодца и его размерами. Например, септик на два кубических метра стоит 20 000-25 000 рублей. А комплект из восьми колец для колодца обойдётся в 9 500 рублей. Сборный септик из двух ёмкостей на пять кубических метров, рассчитанный на семью из трёх человек, стоит от 58 000 рублей.
Достоинства и недостатки полимерных люков
Помимо уже указанного достоинства в виде способности
выдерживать нагрузку изделия из полимеров имеют ряд других положительных
качеств.
В список достоинств входят характеристики:
- Стоимость;
- Продолжительный срок эксплуатации, доходящий до полувека;
- Незначительный вес, обеспечивающий простоту транспортировки к месту установки, и отсутствие необходимости привлекать специальную технику или использовать дополнительный инструмент для монтажа;
- Экологичность готового изделия, обеспечиваемая использованием в процессе производства полимера и песка;
- Высокое значение эластичности, что существенно снижает хрупкость;
- Отсутствие в составе металлов, что делает изделие не привлекательным для сборщиков металлолома;
- Устойчивость к появлению коррозии;
- Применение высококачественных жаростойких пигментов, а также особых компонентов, позволяют защитить от выгорания на солнце и негативного воздействия ультрафиолетовых лучей;
- Возможность приобретения изделия в любом цвете, что значительно расширяет количество мест для использования;
- Устойчивость к перепадам температурного режима.
Главный недостаток полимерных изделий кроется в том, что подобные изделия не подходят для монтажа на автомагистрали. По таким дорогам постоянно передвигается большегрузная техника, а полимерные элементы не смогут выдержать нагрузку свыше указанных ранее 20 тонн.
Критерии выбора
При выборе люков нужно учитывать климатические условия местности, назначение проходящих в колодце инженерных систем, место расположения люков, возможные максимальные нагрузки.
- Для неохраняемых открытых территорий лучше выбирать люки, оснащенные запорными устройствами. Это поможет избежать хищения изделий и защитить колодец от несанкционированного проникновения.
- В парках, зонах отдыха и в непосредственной близости от жилых домов лучше устанавливать композитные и резиновые конструкции, обладающие хорошими шумоизолирующими качествами.
- Крышки, предназначенные для установки на проезжей части должны весить не менее 50 килограммов, чтобы не сдвигались при интенсивном движении транспорта.
На территории частных домовладений и дачных участков не стоит использовать дорогие и громоздкие чугунные люки. Полимерные или композитные люки выдержат разовые нагрузки от грузовых или легковых автомобилей.
Крышки люков канализационных колодцев не должны хлопать и издавать резких звуков при наезде на них. Лицевые поверхности должны иметь рельефную шероховатую фактуру, иметь хорошее сцепление с автомобильными шинами и подошвами обуви.
Люк квадратный из чугуна с отверстиями DN600 с креплением крышки, нагрузка D400
58 323 руб.
Заказать
Люк квадратный из чугуна без отверстий DN600 с креплением крышки, нагрузка D400
52 963 руб.
Заказать
Популярные разновидности
Чугунные
Если с основными параметрами и типологией мы разобрались, давайте более подробно остановимся на классификации по материалам.
Первое место по популярности будут занимать, естественно, люки из чугуна:
И горловины, и крышки производятся литьевым методом. Для изготовления корпусов берут материал СЧ15 и прочнее, а крышки отливают из чугуна марки не ниже СЧ45.
- В некоторых случаях стык между крышкой и горловиной дополнительно герметизируется резиновой прокладкой. Для этого используется плотная резина, способная длительное время пребывать в сжатом состоянии без потери эластичности.
- Срок службы подобных конструкций практически не ограничен. В Европе можно найти изделия, исправно выполняющие свои функции более ста лет: внешне они если и отличаются от новых, то только стертыми гранями.
Для чугуна характерны минимальные температурные деформации, потому дорожное полотно вокруг горловины не разрушается.
Что касается минусов, то они таковы:
- Из-за высокой массы установка канализационного люка требует привлечения к работе помощников, а иногда и использования дополнительных приспособлений.
- Цена изделия также весьма существенна, что, впрочем, частично компенсируется сроком службы.
- Но главное – крышки люков систематически воруют, что делает нерациональным их монтаж на неохраняемой территории.
Фото еще одной модели «под старину»
Полимерные
В последнее время для установки на пешеходных дорожках и в зоне зеленых насаждений вместо чугунных люков используют конструкции из пластика и композитов:
Канализационный полимерный люк обычно делают на основе кварцевого песка, цемента и расплавленной пластмассы. Смесь нагревают до 3000С и помещают в специальную форму под пресс. Для придания изделию нужного оттенка в состав сырья вводят зеленые, коричневые или оранжевые пигменты
Это позволяет либо сделать люк максимально незаметным, либо, наоборот, привлечь к нему внимание во избежание травм. В результате получается достаточно легкая (до 45-50 кг) конструкция, которая в зависимости от внутренней структуры выдерживает от 3 до 15 тонн
Детали из полимерцемента
- Подобные детали довольно легко монтируются своими руками, просто открываются и закрываются. Кроме того, их крышки канализационных люков не представляют интереса для «охотников за цветным металлом», а сам корпус является весьма вандалоустойчивым.
- Среди других плюсов можно отметить значительную герметичность, которая обеспечивается точным соблюдением размеров при прессовке, а также тот факт, что зимой крышка не примерзает к горловине даже при очень низких температурах.
Ну и цена у таких изделий несравнима с чугунными, потому для частного строительства в последнее время выбирают в основном их.
Конструкции из других материалов
Наряду с литыми и полимерными моделями в продаже можно найти и другие люки:
Пластиковые (чаще всего поливинилхлоридные). Производятся литьевым методом, часто снабжаются композитной или стальной арматурой. Благодаря высокой эластичности неплохо справляются с пешеходными нагрузками, но на морозе становятся весьма хрупкими.
Временная конструкция из бетона. Зато не украдут!
- Основные недостатки бетонных люков – практически полное отсутствие герметичности (крышку сложно плотно подогнать к горловине) и непривлекательный внешний вид.
- Стальные – легче чугунных, но отличаются меньшей прочностью. Чаще всего снабжаются замками и монтируются в тех местах, где необходимо гарантировано заблокировать доступ посторонних к канализации.
Устройство колодцев
Вид и особенности конструкции инженерных сооружений колодцев зависят от типа коммуникаций. Размеры помещения формируются в соответствии с требованиями к нормам регламента проведения работ по техническому обслуживанию каждого конкретного объекта. Величина заглубления зависит от того насколько глубоко заложены те или иные коммуникации. Для большинства случаев высота подземного помещения насчитывает 1800 мм. Шахты, как правило, имеют круглую форму с диаметром 700 мм и глубиной, формируемой на основе глубины расположенного помещения. В качестве материала для строительства шахт может выступать как бетон, так и кирпич. В первом случай производится отливка стен, во втором их сооружение. Для удобства пользования помещения оснащаются лестницей рабочего спуска и подъема.
Чугунная крышка предназначена для закрытия люка, который должен обеспечивать безопасность движения пешеходов и транспорта, предотвращать попадание внутрь инженерного строения посторонних предметов. Крышка чугунного люка имеет круглую форму. Диаметр крышки превышает размер отверстия в люке, исключая ее проваливание внутрь шахты. Большая масса люка не позволяет ему самопроизвольно открываться при наезде транспортных средств. Поверхность крышки может быть как гладкой, так и выпуклой. Рифленый рисунок позволяет иметь большее сцепление поверхности с колесами автотранспорта, исключая проскальзывание и создание аварийных ситуаций.
Чугунные изделия задействуются при конструировании подземных сооружений ля прокладки тепловых, газовых систем, кабельных сетей, линий водопровода и канализации.
Основные преимущества и недостатки изделий
Люк полимерно-песчаный наделен целым рядом положительных качеств, которые привлекают потребителя. К ним относят:
- невысокую стоимость;
- продолжительный срок службы (до 50 лет);
- способность выдерживать большой вес;
- простоту транспортировки устройства;
- устойчивость к воздействию лучей ультрафиолета;
- легкость монтажа (без использования специального оборудования);
- экологичность;
- устойчивость к возникновению коррозии;
- стойкость к резким перепадам температур;
- небольшой вес;
- богатый выбор расцветок.
Если говорить о недостатках, которыми наделен данный продукт, то тут следует отметить, что некоторые разновидности подобных крышек предназначены для небольших нагрузок. Это обстоятельство не позволяет эксплуатировать их на дорогах, где ездит большегрузный транспорт. Однако проблема легко решается тщательным подбором люков, с учетом среды их использования.
Типы колодцев и люков
Современные производители предлагают довольно обширный ассортимент крышек для инженерных колодцев. Среди представленных на рынке моделей бесспорными лидерами являются чугунные крышки для люков, которыми может комплектоваться любой тип магистрали.
Конфигурация и эксплуатационные особенности крышки люка зависят от типа и назначения колодца, который может быть:
- Смотровым – такие конструкции используются преимущественно для контроля работы магистрали, в частности их установка необходима в пестах ответвлений магистрального трубопровода;
- Фильтрационным – колодцы этого типа предназначены для доочистки сточных и дренажных систем;
- Поворотным – функциональные вспомогательные элементы системы, предотвращающие риск ее засорения;
- Перепадным – колодцы, устанавливаемые в местах существенного перепада в глубине пролегания коммуникаций;
- Накопительным – конструкция представляет собой достаточно объемный резервуар для аккумуляции сточных вод и отходов, очистка которой производится с использованием ассенизаторской техники.
Чугунные люки, применяемые в качестве защитной крышки для каждого типа колодцев, бывают тяжелыми и легкими. Вес тяжелых моделей составляет порядка 90-110 кг, они применяются в основном в комплектации систем, пролегающих под автомагистралями, дорожными плитами, а также под проезжей частью с относительно невысокой динамической нагрузкой (например, во дворах жилых домов). Тяжелые люки, благодаря массе и конструктивным особенностям, исключают самопроизвольный подъем при интенсивном проезде транспорта на дорогах и магистралях. Легкие люки обладают меньшим весом (55-90 кг) и применяются на недоступных для автотранспорта участках – в пешеходных и зеленых зонах. Существует и третья разновидность — магистральный люк, способный выдерживать нагрузку до 40 тонн. Такие изделия получили широкое распространение в строительстве инженерных сетей, пролегающих под аэродромами, полигонами и т.д.
Монтаж
Установка разных видов полимерных изделий тоже имеет свои особенности. Так, люк полимерно-песчаный легкого типа монтируется на глубину 25-45 мм, а конструкции средней тяжести – на 60 мм. Сильнее всех углубляются тяжелые люки — их монтируют на 85 мм ниже уровня земли.
Процесс установки полимерной конструкции начинается с монтажа кольца (на бетонное перекрытие). Его заливают цементным раствором и оставляют до полного высыхания. Далее мастер устанавливает саму крышку люка.
Вокруг колодца (с небольшим уклоном) обустраивается отмостка. Она нужна для предотвращения проникновения влаги внутрь коллектора. Ширина отмостки обычно варьируется в пределах от 1 до 1,5 метра. Значительно облегчить процесс монтажа люка можно, купив изделие со специальными пазами для креплений.
Какие бывают люки
Обычно люками закрывают колодцы, размещенные в местах изменения направления, разветвления и перепада по высоте трубопроводных магистралей — в этих точках трубы сваривают или спаивают. Поэтому данные участки обладают пониженной герметичностью и прочностью — следовательно, нуждаются в защите от вредного воздействия грунта, влаги, а также в периодическом осмотре. В зависимости от материалов изготовления, смотровые люки разделяют на следующие группы:
Чугунные. Традиционные люки из толстого и прочного металла со сроком службы до 80 лет, недостатками которых являются высокая стоимость и соответственно повышенный риск кражи «копейки». На изготовленные в заводских условиях люки из чугуна распространяется ГОСТ 3634-99, разделяющий изделия на несколько категорий по массе, наружному диаметру крышки и обечайки (кольца), глубине установки и выдерживаемым нагрузкам. Стандартный диаметр лаза всех изделий составляет 550 мм, масса колеблется от 45 до 150 кг, номинальная нагрузка самого прочного люка достигает 6000 кг (600 кН).
Помимо стандартной конструкции, люки из чугуна выпускают в следующих модификациях (цифровой порядок соответствует числу в их обозначении):
1 — общего предназначения;
2 — с запирающим замком;
3 — с выемкой в крышке для наполнения цементным или бетонным составом;
4 — с конструкцией крышки для поднимания специальными грузоподъемниками;
5 — с укрепленным анкерами или отливами корпусом;
6 — с двухсоставной крышкой;
7 — с крышкой на шарнирах;
8 — имеющие прямоугольный (квадратный) лаз.
Рис. 3 Маркировка и параметры люков из чугуна по ГОСТ 3634-99
Пластиковые. Как и во всех областях изготовления стройматериалов и комплектующих, индивидуальное малое производство и коммерческие фирмы всегда опережают неповоротливый государственный сектор, поэтому на строительном рынке представлены канализационные пластиковые люки разнообразного конструктивного исполнения, формы, цветов. Так как изделия на рынке являются относительно новыми, специальный ГОСТ для них не разработан, каждый производитель поставляет свою продукцию с индивидуальными диаметрами лаза, толщины и веса изделия. Типовые канализационные люки, изготовленные только из пластика, дороги, обладают низкой прочностью и практически не встречаются на рынке, из пластмассы делают только маленькие смотровые лючки ограниченного использования или отдельные крышки.
Рис. 4 Производство полимерно-песчаных люков – основные этапы
Полимерно-песчаные (ППЛ). Для изготовления легких и прочных люков из синтетических материалов используют технологию, состоящую в смешивании 3 основных элементов: полимеров (30%), мелкодисперсного песка (69%) и красителя на основе оксида железа (1%). Процесс изготовления состоит из следующих основных этапов:
- Закупленное вторсырье в виде полимерных отходов из пластиковых бутылок, пленки, дробится и очищается, после чего смешивается с просеянным песком и пигментом определенной окраски, основные цвета: черный, серый, коричневый, красный и зеленый.
- После помещения сырья в плавильно-нагревательный агрегат (АПН) с тремя зонами нагрева от 50 до 450 °С, на выходе получают готовую к формовке структуру сырья, в которой каждая частица песка покрыта полимером.
- Горячую массу взвешивают и погружают в пресс-форму, далее сжимают прессом с номинальным усилием около 150 тонн в течение 2 минут и затем охлаждают, после чего изделие готово к эксплуатации.
Для увеличения прочности крышки и кольца в процессе изготовления армируют, после чего полимерпесчаные люки способны выдержать нагрузки до 30 тонн.
Рис. 5 Размеры чугунных люков типа Л и Т по ГОСТ 3634-89
Преимущества пластиковых колец
Строительство канализационных колодцев из пластиковых колец обойдется дороже чем из другого материала. Но и плюсов при этом владелец получит намного больше. Так стандартный диаметр бетонного составляет 1 метр. Это обусловлено с тем, чтобы в шахту мог спуститься человек, для проведения обслуживания трубопровода.
Сегодня это можно сделать без спуска в колодец, поэтому и диаметр современных конструкций начинается от 315 мм. Таким образом уменьшается количество земляных работ и занимаемая площадь на участке.
Так же, к преимуществам можно отнести и следующее:
- небольшой вес – не требуется привлечение грузоподъемной техники;
- разнообразие размеров;
- срок эксплуатации – 50 и более лет;
- диапазон температур – от +50 до −70° C;
- хорошая герметичность;
- не нуждаются в чистке – на стенках не образуется налет;
- могут комплектоваться большим количеством дополнительных аксессуаров – лестницы, горловины, люки и т.п.;
- не разрушаются от замерзания и оттаивания;
- конструкция не разрушается в результате подвижек грунта;
- устойчивы к воздействию агрессивной среды.
Кроме этого, кольца из полимерных материалов могут оснащаться всем необходимом, например лотком, со встроенными патрубками, на дно. Во время монтажа лоток поворачивают в нужном направлении и подключают трубы. Остальные, неиспользуемые патрубки заглушают.
Видео: Кольца для колодцев сборные пластиковые
Технические характеристики
Маркировка |
|
Размеры | Ограничения отсутствуют. Габариты могут различаться, исходя от сферы применения. Однако есть ограничения по минимальному и максимальному диаметру от 300 до 800 мм |
Вес |
|
Нагрузка |
|
Классификация канализационных люков по материалу изготовления
Чугунные люки
Чугунные канализационные люки завоевали популярность благодаря прочности, практичности и долговечности. Чугунные люки с легкостью выдерживают экстремально низкие или высокие температурыы. Они также устойчивы к воздействию агрессивных антигололедных реагентов, горюче-смазочных материалов, солей и кислот. Недостаток чугунных люков – высокая стоимость.
Люки из чугуна устанавливают нагородских дорогах и автомагистралях, в погрузочно-разгрузочных терминалах и аэропортах, на стоянках тяжелой большегрузной техники, а также в местах прохождения весового контроля.
В зависимости от сферы применения чугунные люки делятся на следующие основные виды:
- Легкий канализационный чугунный люк. Тип – Л. Номинальная нагрузка легкого люка не больше 1,5 тонны. Устанавливается данный люк на газонах, тротуарах, пешеходных дорожках. Вес самого люка не превышает 65 кг.
- Средний канализационный чугунный люк. Тип – С. Нагрузка на средний чугунный люк составляет до 12,5 тонн. Испольюзуется в жилых зонах на тротуарах, стоянках легкового автотранспорта.
- Тяжелый чугунный люк. Тип – Т. Номинальная нагрузка на данный вид люка равна 25 тонн. Применяется тяжелый чугунный люк на автодорогах с интенсивным движением, расположенных в пределах городов.
- Тяжелый магистральный люк. Тип – ТМ. Лок с номинальной нагрузкой 40 тонн. Устанавливается тяжелый магистральный чугунный люк на скоростных дорогах и автомагистралях.
Пластиковые люки
Пластиковые люки изготавливаются из термопластичных полимеров методом литья под давлением. Для улучшения и повышения прочностных характеристик люки из пластика армируются стеклопластиковой арматурой или другими материалами.
Такие люки долговечны и экологичны, очень устойчивы к перепаду температур. Обладают небольшим весом. Их можно окрашивать в различные цвета. В отличии от чугунных люков у пластиковых отсутствует риск возникновения искры. Стоимость пластиковых люков на много меньше чугунных. Минус этих люков в том, что они не могут выдерживать очень большие нагрузки.
Полимерно-композитные люки
Такие люки производят на основе полиэфирной смолы, различных наполнителей и красителей.Армируются стекловолокном для повышения прочности люка.Эти довольно прочные изделия хорошо подходят для установки в городских парках и пешеходных зонах. Полимерно-композитные люки могут выдержать нагрузку до 40 тонн. Стоимость этих люков гораздо ниже чугунных, но выше пластиковых. Композитные люка также как и пластиковые довольно устойчивы к перепадам температур и удобны в эксплуатации.
Полимерно-песчаные люки
Полимерно-песчаные люки изготавливают из смеси полимеров с добавлением песка и оксида железа.Что делает их долговечными и практичными.Стоимость этих люков снижатся за счёт того, что часто в качестве полимерного сырья используют пластиковые бутылки и другие пластиковые и синтетические отходы.
Полимерно-песчаные люки обладают такими же плюсами, как и пластиковые и полимерно-композитные люки.
- долговечность;
- небольшой вес, по сравнению с чугунным;
- устойчивость к перепадам температур;
- большой срок эксплуатации;
- отсутствует риск возникновения искры;
- широкий диапазон цветовой гаммы;
- не подвержены коррозии;
При этом полимерно-песчаные люки самые дешёвые.
Но, при всех этих положительных характеристиках имеются и недостаки. Эти люки не способны выдерживать большие нагрузки. Полимерно-песчаные люки на 70% состоят из песка.
Различают три основных типа полимерных люков:
- Лёгкий люк. Тип – Л. Максимальная нагрузка достигает 6 тонн. Устанавливаются в парках, на пешеходных тротуарах.
- Средний люк. Тип – С. Нагрузка – 12 тонн. Устанавливаются люки на автостоянках, на проезжей части улицы.
- Тяжёлый люк. Тип – Т. Максимальная нагрузка – 25 тонн. Данные тяжёлые люки устанавливают на всех инженерных коммуникациях и городских дорогах.