Начало рисования – подбор рисунков
В рисовании нужно действовать поэтапно – переходить от легкого к сложному. Мама может давать малышу «уроки» рисования сразу, как только он будет в состоянии держать руками разные предметы. Вначале желательно предложить ребенку карандаш, предварительно показав, как с его помощью на бумаге делают линии. Поняв смысл работы, малыш будет относиться к ней с интересом.
С 1,5 лет ребенок уже может выполнять самые простые рисунки – черточки, подобие фигур. Постепенно задачи, цели усложняются, но строгих требований малышу не предъявляют. Напротив, желательно прохождение им «фазы марания», которая заканчивается около двухлетнего возраста. Далее рекомендации по созданию рисунков будут такими:
- 2-3 года – начальные навыки работы с кистью, рисование цветов, геометрических фигур, первого снега и т. д.,
- 4-5 лет – закрашивание, заштриховывание, работа с карандашами, кистью,
- 6-7 лет и старше – рисование композиций, картин-пейзажей, леса, животных, изучение портретной техники.
Когда нужно начинать заниматься рисованием с ребенком
Точно ответить на этот вопрос нельзя, так как склонность к рисованию проявляется в разном возрасте. Некоторые дети начинают выводить каракули в первый год жизни, когда руки успевают окрепнуть достаточно для того, чтобы держать ручку или карандаш. У других такие наклонности проявляются после двух лет.
Рисование — это важный этап становления ребенка. Данное занятие помогает развить память, мелкую моторику рук, а также учит сравнивать, анализировать, думать, соизмерять предметы, воображать и сочинять.
К шести месяцам малыши уже умеют манипулировать различными предметами. В этом возрасте ребенка можно приучать к рисованию на своем примере. В частности, родителям рекомендуют, используя мел, чертить линии на доске. В этом случае следует использовать небольшой кусок. Затем мел можно дать ребенку, чтобы тот сам попробовал начертить линию. Со временем (ближе к году) психологи рекомендуют переходить к краскам. Причем в данном случае речь идет о знакомстве с цветами, а не о полноценном рисовании.
Начинать следует с крупных листов бумаги. Рисовать нужно сначала маркером, постепенно переводя ребенка на карандаши и ручки. В этот период дети должны научиться правильно держать предметы. Данный навык прививается очень медленно. В процессе обучения психологи советуют постоянно хвалить ребенка.
Для облегчения данного процесса в первый год жизни можно использовать не краски, а жидкую кашу, добавляя малиновый, свекольный и другие цветные соки. Такой подход позволяет не следить постоянно за действиями малыша, который в данный период часто тянет все предметы в рот.
К полутора годам рекомендуют задействовать обе руки. Благодаря этому дошкольники развиваются гармонично. К данному периоду следует уменьшить размер бумаги до формата А4. К двум годам можно переходить на рисование мелких предметов.
Важно отметить, что указанная периодичность носит рекомендательный характер. Психологи не настаивают на том, чтобы ребенок в год мог держать маркер или карандаш, а в два — рисовать мелкие предметы
Данный навык развивается у детей по-разному.
Нестандартное рисование
Любой процесс обучения в младшем дошкольном возрасте должен проходить в игровой манере, поэтому и рисование возможно самое разнообразное.
- Для улучшение мелкой моторики следует предложить малышу порисовать пальчиком на рассыпанной по столу манке или муке. Положительные эмоции гарантированы!
- Летом можно рисовать мелками на камнях, улучшая полезный навык даже на прогулке.
- С удовольствием дети разукрашивают изделия из слоеного теста – это гораздо интереснее, чем работа с привычными книжками-раскрасками.
- Рисование цветным льдом повеселит и маму, и малыша. Предварительно следует заморозить воду различных цветов, приготовленную с помощью простой акварели, а после – предложить ребенку лист ватмана, на котором он при помощи «красок» сможет изобразить фигурки или линии.
Обучение юного художника подарит радость и ему самому, и родителям, но главное – помнить, что ребенок должен получать удовольствие, развиваться. Поэтому не стоит ругать его за неудачу, а тем более кричать или нервничать. Такое поведение «наставника» только перечеркнет дальнейшее стремление к прекрасному. Гораздо эффективнее помочь малышу, подсказать ему, порадоваться успехам, пусть и незначительным.
Какие краски лучше брать для детского творчества
При обучении ребенка рисованию с нуля важно выбрать правильные краски. Самые распространенные виды, используемые для детского творчества:
Самые распространенные виды, используемые для детского творчества:
- Пальчиковые краски. Изготавливаются на основе пищевых красителей и воды. Безопасны для здоровья, легко смываются, отстирываются и очищаются с любых поверхностей. Имеют густую консистенцию, поэтому хорошо держатся на пальцах и гладко ложатся на бумагу. Подходят для малышей возрастом от 6 месяцев.
- Акварель. Наиболее распространенный вариант для начинающих художников, который чаще всего применяется в детских садах и школах. Акварельные краски изготавливаются из экологически чистых материалов, просты в использовании, отличаются яркой и богатой палитрой. Они легко смешиваются с водой и ложатся на бумагу просвечивающимися слоями, одновременно сохраняя насыщенность и сочность.
- Гуашь. Подходит для детей возрастом 5-7 лет. Отличается плотной текстурой и яркими цветами при нанесении на бумагу. По составу бывает как безопасной, так и с токсичными веществами. Для детей лучше выбрать первый вариант.
- Масляные краски. Ценятся за простоту использования, легкость смешивания, долговечность рисунка. Высыхают без изменения цвета в отличие от акрила или акварели. Изготавливаются на основе растительных масел. Поскольку при использовании таких пигментов важен экономный расход, их лучше выбирать для детей 6-7 лет, уже знакомых с основными правилами живописи.
- Акриловые краски. Изготавливаются на основе синтетических компонентов. Быстро высыхают, легко разбавляются и смешиваются, подходят для рисования не только по бумаге, но и по дереву или ткани. Акриловые краски выбирают для детей 6-7 лет, уже освоивших основы акварельной живописи.
Лучше избегать слишком ярких, кислотных тонов. Цвета должны быть умеренно насыщенными. Оптимальный набор для ребенка 6-7 лет – 12-20 оттенков. Перед покупкой рекомендуется проверить краски: они должны быть влажными, однородными по текстуре, без резкого, выраженного запаха.
Акварельные краски.
Как научить правильно рисовать человека?
Задача красиво нарисовать человека вызывает сложности у родителей. Многие взрослые изображают людей просто: кругом обозначают голову, а прямыми линиями – тело и конечности.
Если раньше малыш никогда не рисовал человека, то можно начать с такого алгоритма:
- нарисовать овал (это голова);
- под ним изобразить прямоугольник (это тело);
- соединить эти геометрические фигуры двумя прямыми линиями (это шея);
- справа и слева от прямоугольника нарисовать еще две таких фигуры (это руки);
- снизу также изобразить два прямоугольника (это ноги);
- по бокам головы нарисовать два круга, добавив внутри завитушки (это уши);
- внутри большого круга изобразить два маленьких (это глаза);
- вертикальной линией сделать нос;
- вогнутой линией нарисовать губы;
- добавить элементы одежды;
- раскрасить.
Сначала нужно ребенку показать, как изобразить на бумаге человека. Далее, стоит попросить малыша повторить последовательность действий. При необходимости можно помогать, ведя его руку.
Когда можно начинать учить рисовать ребенка
В два года дети не только охотно играют с кубиками, но и проявляют интерес к рисованию. Здесь у мамы есть возможность проявить всю свою творческую фантазию. Можно нарисовать практически все, что угодно. Это могут быть стулья, игрушки, посуда, любимая кошка.
Рисунки красками для детей помогут полноценно подготовить малыша к дальнейшему обучению в школе. Во-первых, улучшается координация кисти и мелкая моторика для 4 лет, во-вторых, можно развить интеллект.
Можно в игровой форме научить отличать цвета и краски, определить размеры и научить элементарному счету. Рисование помогает справляться с психологическими комплексами до 7 лет.
Поскольку простые рисунки красками можно начинать достаточно рано, то совершенно необязательно дожидаться, пока ребенок будет просить инструменты для рисования. Для начала можно рисовать самой, приговаривая «смотри, что я нарисую», а малыш легко может выступать в роли зрителя. Кроха в 4-х месячном возрасте еще не сможет удержать карандаш или кисточку.
О пользе раскрасок
Несомненно, раскраски оказывают большое влияние на развитие детей!
- В раскрасках малыш встречает различные новые предметы и формы, названия которых он пока не знает, но с вашей помощью скоро пополнит ими свой словарный запас.
- Также раскраски помогают в изучении цветов и переносу свойств объектов, которые малыш видит в реальном мире (желтое солнце, зеленую траву), на бумагу.
- Конечно же, раскраски способствуют развитию мелкой моторики (которая, как мы не раз обсуждали, благотворно влияет на речевой центр), усидчивости и терпения.
- В процессе раскрашивания малыши учатся контролировать движения своей руки, стараясь не заходить за края фигуры, учатся аккуратности. К тому же, правильно держа в руке фломастер или карандаш, малыш готовит свою руку к письму.
- Наконец, раскрашивание очень успокаивает. Не зря сегодня существует антистрессовая терапия раскрасками даже для взрослых.
Приемы изображения
Популярные методы и приемы изображения представлены использованием натуры, репродукции картин, образца или любого другого наглядного пособия. Натурой является предмет или явление, которое ребенок должен нарисовать в процессе непосредственного наблюдения. В младшем дошкольном возрасте малыши уже могут воспринимать предмет в совокупности его качеств.
Но стоит заметить, что изображение предмета по шаблону или с натуры требует умения анализировать соотношение отдельных элементов и их расположение в пространстве.
Техники для развития навыков рисования
Совсем необязательно наносить краску на бумагу с помощью кисти, ведь для этого можно пользоваться губками из поролона, ватными палочками или нитками. Каждая техника способна развить у дошкольника определенные навыки: что-то будет получаться лучше, а что-то — хуже.
Важно! Родители должны помнить, что постоянная критика может отбить у детей желание творить. Из-за неудач карапуз часто огорчается и разочаровывается, поэтому его следует поддерживать
Интересные идеи для рисования
В процессе создания картины можно предложить детям нарисовать вымышленную планету с ее природой и фантастическими животными, после чего как-то интересно ее назвать. Еще одной нетрадиционной идеей для рисования для 5-летних детей является создание натюрморта или пейзажа осени с помощью перьев, которые нужно макать в краску и делать причудливые узоры на альбомном листе. В результате должна получиться интересная и оригинальная работа.
Кляксография
Научите ребенка ставить кляксы, ведь потом так интересно угадывать, на что же они похожи.
Возьмите лист бумаги, сложите его пополам, разверните и поставьте несколько клякс на сгиб, можно их делать одним цветом или разными. Сложите лист по линии сгиба и проведите пальцами от центра рисунка к его краю. Можно при этом сказать что-то вроде «сим-салабим».
Разверните лист и покажите малышу что у вас вышло. Когда ребенок немножко подрастет, можно спрашивать у него, что он видит на рисунке, что он ему напоминает. Когда рисунок высохнет, можно дорисовывать фломастером мелкие детали или обвести контур. Это очень хорошо развивает воображение и абстрактное мышление.
Прочие принадлежности для рисования
Не менее пристальное внимание, нежели краскам, следует уделить выбору кисточки. Ее ручка должна быть надежной, лучше из крепкого пластика, чтобы не сломать
Железная капсюль обязана быть гладкой, чтобы ребенок не поцарапал кожу. Диаметр кисти – как у обычной ручки. Детям хорошо подходят кисточки из щетины, которые не сильно впитывают краску, делают ровные мазки. Длина кисти должна быть такой, чтобы не задевать лицо ребенка.
Список того, что еще может потребоваться для рисования:
- Фломастеры. Они яркие, позволяют выполнить красивый рисунок быстро, без усилий. Некоторые фломастеры и вовсе выдуваются на бумагу в виде «цветного дождика».
- Карандаши. Менее яркие, зато не марают руки.
- Мелки. Незаменимы для рисования на асфальте. Размеры мелков должны быть большими, чтобы ребенок не повредил кожу об асфальт. Ими же можно рисовать на доске дома.
- Восковые мелки. Хорошо подходят для закрашивания фигур внутри контура.
- Бумага. Для малышей идеален формат А3, детям постарше покупают стандартные альбомы А4.
- Простой карандаш. Помогает создавать базовые контуры. Лучше взять карандаш с пометкой НВ, он не крошится.
- Ластик. Важный инструмент, позволяет стереть неправильно нарисованные контуры, детали.
- Точилка. Лучше сразу купить хорошую, поскольку дешевые быстро выходят из строя.
- Банка для воды. Подойдет и обычный стакан, в котором удобно промывать кисточку.
Что развивает рисование
- Рисование развивает мелкую моторику, а именно мелкие и точные движение кистей и пальцев рук. Быстрая и развитая моторика положительно влияет на внимательность и память, зрение и речь, состояние нервных клеток. Занятия формируют координацию между руками и глазами. Также мелкую моторику прекрасно тренирует и развивает лепка;
- Формируется красивый почерк, развивается ловкость и скорость реакции. Рисуя конкретный предмет, ребенок вспоминает его, а, значит, стимулирует работу памяти. Рисуя с натуры, он учится определять цвет, фактуру, объем, пропорции и прочие физические свойства;
- Регулярные занятия рисованием учат ребенка структурировать и рассчитывать время. Они вырабатывают усидчивость и формируют дисциплинированность;
- В творческом процессе рисования ребенок подмечает нюансы, фантазирует и преобразует, ищет решения и варианты развития событий. Это развивает наблюдательность и внимательность, фантазию и воображение, креативность, нестандартное, пространственное и ассоциативное мышление;
- Учит ориентироваться в пространстве и развивает глазомер, объясняет, что такое двух- и трехмерные изображения. В дальнейшем ребенку станет легче осваивать физику и математику;
- Приобщает к изобразительному искусству и мировой культуре, воспитывает вкус и любовь к эстетике. Ребенок начинает различать мелкие детали и элементы, сравнивать и обобщать, выявлять частное и общее;
- Дети учатся заканчивать начатое, выявлять и исправлять ошибки, анализировать. Ребенок ставит перед собой цель и идет к результату. При необходимости можно нарисовать заново уже с учетом опыта и предыдущего опыта, при этом работа пойдет легче и быстрее, а результат порадует даже больше чем, если бы первый рисунок получился сразу.
Раздел 6. Полезные книги по рисованию с малышами от 1 года до 3 лет
Я отобрала в данный раздел те книги, которые будут понятны любой семье и по которым будет легко заниматься рисованием с ребенком.
1. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года. Книга+CD. В книге Вы найдете идеи и сценарии игровых занятий с детьми раннего возраста по рисованию по разделам:
- Рисование мелками
- Рисование фломастерами и карандашами
- Знакомство с карандашами и фломастерами
- Рисование прямых линий
- Рисование волнистых линий
- Рисование ломаных линий
- Рисование точек
- Рисование кругов
- Рисование спиралей
- Рисование завитых линий
- Рисование разных линий
- Самостоятельное рисование карандашами и
- фломастерами
- Рисование красками
- Знакомство с красками
- Рисование губкой
- Рисование пальцами
- Рисование ладошками
- Рисование при помощи валиков
- Рисование при помощи штампов
- Рисование в технике примакивания
- Рисование в технике мазков
- Рисование поверх эскиза
Эта книга очень удобна как для занятий с детьми в кружке, так и дома, т.к. дает систему игровых заданий и множество идей. Эта книга фактически — «готовый инструмент», готовая технология проведения игровых занятий с малышом, которую очень легко и просто использовать в любой семье или в любом детском центре.
2. Альбомы для детей Дарьи Колдиной «Игровое рисование» в трех частях (издательство «Сфера»). В альбоме даны готовые фоны и задания для ребенка 2- 3 лет.
Ранее выпускались и продолжаются выпускаться также альбомы для рисования Д. Колдиной из серии «Это может Ваш малыш». Например, альбом для детей 1- 3 лет «Веселое рисование» содержит такие задания и готовые фоны:
- нарисовать лучи у солнышка,
- дорисовать дорожки,
- нарисовать заборчик у домика зайца чтобы защитить его от лисы,
- нарисовать воздушные шарики
- нарисовать траву и лесенку,
- нарисовать окошки в домике.
Плюс таких альбомов — готовые фоны, красивые, можно брать и использовать.
Минус тоже есть — в один альбом входят задания на совершенно разные умения, поэтому можно использовать альбомы как дополнительный материал (чтобы самим не рисовать фон) Но заниматься по ним в данной в них последовательности с ребенком не удобно. К многим из заданий нужно еще ручку ребенка подготовить предварительными игровыми упражнениями, чтобы он их смог выполнить (см. выше об эффективном планировании игровых занятий по рисованию, которое учитывает особенности 2- летних детей, здесь это правило не учтено).
3. «Альбом для детского творчества. Младший возраст (1, 5 — 3 года)» — в альбоме также даются и готовые шаблоны — фоны для рисования, и варианты заданий. Плюсы и минусы теже, что и в предыдущих альбомах. Вам самим уже придется думать, в какой последовательности и как лучше предлагать задания из альбомов своему малышу. Нужно будет самой просчитать, какие из заданий можно сразу дать, а перед какими нужно еще сначала подготовительные игровые упражнения провести чтобы малыш с ними справился.
Если эта статья оказалась полезной и нужной для Вас — буду благодарна, если Вы поделитесь ей в соцсетях и напишите комментарий. Ведь вокруг нас много родителей, которые хотят заниматься рисованием со своим малышом, но просто не знают, с чего и как начать.
Если Вы что-то интересное нарисовали по материалам этой статьи — буду рада, если поделитесь своим результатом с нами. Пишите на почту сайта: [email protected]
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Как рисовать пальчиковыми красками?
К краске не прилагается инструкция, родители сами должны объяснить ребенку, каким способом можно нарисовать сюжет. Существует несколько основных приемов.
Ладошками и пальчиками
Налейте краски в одноразовые пластиковые тарелки, чтобы ладошка малыша полностью помещалась в емкость.
Покажите малышу, как делать отпечатки всей ладонью, боковой поверхностью, закрашивать рукой поверхность листа.
Ладони годятся не только для создания абстракций. Дорисовывая карандашами недостающие элементы, продемонстрируйте ребенку, как легко из отдельных пятен можно создать полноценный рисунок:
- Добавив к оттиску сомкнутого кулачка хвост и плавники, можно получить силуэт рыбки.
- Мелкие отпечатки пальчиков станут камешками на морском дне, ладошка с оттопыренными кверху пальчиками – водорослями.
- Такая же ладошка, развернутая пальчиками вниз, с нарисованными глазками и ротиком очень похожа на осьминога.
- Пальчиками можно рисовать зеленую лужайку с пышной травкой, солнышко, цветы, бабочек и жуков.
Губкой или кусочком поролона
Если ребенок боится окунать ручки в краску, можно пользоваться поролоном. Предложите ему кусочек обычной губки для мытья посуды. Покажите, что можно окунуть его в краску и провести по листу бумаги разными способами – отрывисто, с нажимом, смешивая цвета.
Губка позволяет закрасить большую площадь, быстро оформить зеленую полянку или голубое небо.
С помощью трафарета
Рисование с помощью трафарета позволяет создать разнообразные картинки и сюжеты. Интересные картинки-шаблоны можно скачать или нарисовать самостоятельно.
Распечатайте образцы, вырежьте фигурки. Малыш с удовольствием будет наносить яркие пятна краски, получая изображения кошечек и собачек, рыбок и китов, стрекоз и бабочек. Можно приобрести готовую раскраску, это прекрасное пособие можно использовать многократно, краска легко удаляется со страниц. Эта техника больше всего нравится малышам.
Рисуем штампами
Большинство наборов красок продают в комплекте со штампами.
Дополнительные штампы можно вырезать из подручных материалов:
- сырого картофеля,
- плотного поролона,
- школьного ластика.
Используйте формочки для печенья, крупные пуговицы с выпуклым рисунком. Продумайте приспособление, в котором можно прочно закрепить самодельные штампы, чтобы ребенку было удобно держать его в руке.
Оптимальный возраст развития навыка
Начинать обучение детей азам рисования лучше всего с раннего возраста – от 6 месяцев до 3 лет. В этот период ребенок должен усвоить основы, но целенаправленных уроков не требуется.
Достаточно предоставить все необходимое для развития творческих способностей. Игры с пальчиковыми красками совершенствуют мелкую моторику, воображение, креативность, что положительно сказывается на формировании не только художественного навыка, но и личности.
Создание картины превращается из игры в осознанное действие. В указанном возрасте можно начинать работать с разными видами красок и бумаги, техниками рисования. Это поможет понять, к чему у начинающего художника больше всего способностей и желания.
Обучение искусству рисунка в игровой форме.
Поэтапное создание рисунков детьми
В обучении любому виду творчества самое главное – это постоянная практика. Перед тем как научиться рисовать сложные, замысловатые картины, ребенок должен получить представление о простых формах и основах композиции.
Они не должны ограничивать фантазию и желания юного художника, а только направлять.
Снежинки и зимние орнаменты
Изображение снежинок хорошо развивает фантазию и абстрактное мышление.
Порядок действий:
- Нарисовать круг. Поставить в центре точку.
- Ориентируясь на нее, перечеркнуть круг по горизонтали, вертикали и дважды по диагонали – внутри должно получиться 8 линий. Это будет основа снежинки.
- Заготовку заполняют кругами, линиями, зигзагами, многоугольниками и другими фигурами, создавая индивидуальный узор. Аналогичные действия проделывают с каждым лучом, соблюдая симметрию.
Стоит предоставить ребенку творческую свободу и дать возможность рисовать в соответствии с индивидуальным уровнем навыков.
Зимние мотивы в рисунках.
Красное яблоко
Изображение фруктов и ягод – основа большинства программ обучения. На их примере ребенок понимает азы освещения и затемнения, подбора цветов.
Этапы рисования блока:
- Наметить круг. Подкорректировать форму верхней и нижней частей, чтобы получился силуэт яблока. Нарисовать линию ( “ямочку”) в верхней части, обозначить плодоножку и лист.
- Наложить первый слой акварели. Он должен быть светлым, почти прозрачным. Яблоко можно оформить в зеленом, желтом, красном цветах или скомбинировать оттенки на усмотрение ребенка.
- Раскрасить фрукт основным тоном, пропуская области бликов.
- Начиная с верхней части яблока, наложить тени, добавляя крапинки краски и постепенно растягивая их кистью.
Полностью раскрасив основу, приступают к прорисовке плодоножки и листа, утолщению контура и другим завершающим штрихам.
Фруктовый натюрморт.
Арбуз гуашью
Рисование арбуза – еще один простой способ ознакомиться с базовыми формами в живописи.
Пошаговая инструкция:
- Начертить треугольник. Стереть одну из его сторон и заменить на полукруг, противоположную вершину также сделать закругленной.
- Внутри получившегося контура выделить кожуру и слой между коркой и мякотью.
- Закрасить основную часть арбуза красным цветом. Прослойку между мякотью и кожурой выделить зеленым, сделав плавный переход.
- Кожуру раскрасить в насыщенно-зеленый цвет. Добавить несколько темных полос.
В последнюю очередь можно дорисовать несколько темно-коричневых и желтых арбузных семечек.
Рисование пейзажей
С помощью красок легко и быстро рисовать пейзажи – от лесов и гор до моря или ночного неба.
Специфика отличается, но техника остается одинаковой:
- Нарисовать карандашный набросок. Он должен быть максимально простым и обозначать только формы, без деталей.
- Закрасить фон основными цветами: например моря и песка или поля и неба. Прорисовать крупные предметы, такие как растения или горы.
- Нанести тени и блики. Добавить антураж: облака, волны на воде и т. д.
В последнюю очередь дорисовывают мелкие детали: чаек в небе на фоне моря, фрукты на деревьях и т. д.
Пейзаж красками.
Польза рисования для детей
Почему все педагоги и психологи рекомендуют начинать рисование с детьми как можно раньше? Научить малыша рисовать действительно важно. Детям раннего и дошкольного возраста творчество полезно по таким причинам:
стимулирует мелкую моторику и логику, развивает речь, помогает формулировать мысли, предложения, улучшает функцию самовыражения, способствует самоутверждению, учит принятию нестандартных решений, развивает память и внимание, способствует улучшению трудолюбия, усидчивости
Процесс рисования для детей 2-3 лет и даже младше подарит массу радостных эмоций, поможет диагностировать различные проблемы – медицинские, психологические. Рисование борется с комплексами, замкнутостью, неуверенностью в себе. Также это искусство закладывает эстетическое восприятие мира и уже с малых лет выявляет творческие наклонности ребенка. Рисование с родителями – это повод для дополнительного совместного пребывания и развлечения.
Организация рабочего пространства, ход занятия
Обучение следует проводить за столом или мольбертом. На рабочем месте не должно быть лишних, отвлекающих предметов, только нужные для текущего урока материалы. Окружающее пространство можно закрыть от возможного воздействия красок, постелив пленку.
Расположиться следует в освещенной части комнаты, включить свет при необходимости. Также необходимо ограничить помещение от возможного влияния посторонних явлений или звука.
Уроки рисования для детей 6-7-8 лет можно проводить с использованием мольберта
Уроки рисования для детей 6-7-8 лет начинаются с подготовки инструментов, с которыми знакомят ребенка. Полезно проинформировать ребенка о теме занятия и кратко объяснить, что будет происходить.
Творческий процесс зависит от уровня детских навыков. Так, если дети мало знакомы с данным искусством и не рисовали раньше, первым делом, взрослый раскладывает художественный образ на элементарные фигуры.
Рисование можно начать как с фона, так и с главного объекта, постепенно закрашивая остальные области. Заканчивается урок уборкой рабочего пространства. Готовую картину можно повесить на стену или поставить в рамку.
Памятка об основных материалах, подходящих инструментах и их специфике, указана в таблице.
Материал | Обязательные аксессуары | Возможности материала, особенности техники |
Цветные карандаши | Обычная бумага, ластик (клячка) | Один из самых доступных материалов, позволят как отрабатывать базовые навыки, так и изображать реалистичные объекты. |
Пастель (пастельные карандаши) | Пастельная бумага, салфетки, клячка | Схожа с цветными карандашами, но позволяет лучше растушевывать работу. |
Гуашь | Обычная бумага, набор кистей разного размера и структуры, палитра | Бюджетные краски, подходят для начинающих художников. |
Акрил | Плотная бумага, кисти: синтетика и щетина, мастихин, палитра, планшет | Создает яркие детальные образы, хорошо держится на бумаге и позволяет накладывать несколько слоев. |
Акварель и акварельные маркеры | Акварельная бумага, мягкие кисти, салфетки, палитра, линер, планшет | Возможность рисовать воздушные картины и абстракции, использовать необычную технику по-мокрому. |
Масло | Холст, набор синтетических кистей, мастихин, палитра | Сложный и дорогой материал, используется профессиональными мастерами. |
Полезные советы
Учите ребенка не бояться начинать. Белый лист иногда пугает, но он же и развивает процесс творчества и умение не бояться новых задач. Ребенку предстоит начать с нуля создание своей картины, а вы помогите это понять.
Давайте малышу свободу. Как только он сможет держать в руке карандаш, можно уже его учить
Одни ребятки относятся к этому осторожно, все изучают, присматриваются и неуверенно кладут первый «мазок». Другие бросаются в это, пачкаются, и сразу начинают погружать нас в свой мир
Не надо ставить конкретных задач (а сейчас мы нарисуем вишенку) и оценивать результат. Не ограничивайте и давайте полную свободу. Это творчество, и его законы иные, ваша задача – поощрять любые его проявления.
Не учите рисовать «как надо» или «как правильно» или «красиво». Все дети разные, пусть творят как они это видят. Кто-то пытается нарисовать что-то реалистично, кто-то рисует одно и то же, все время совершенствуя эту тему. Кто-то любит абстракции и не придает им значения, кто-то рассказывает, что это у него – замок, а это – машина. Это творчество, почувствуйте, что хочет сказать ваш ребенок этим всем, наслаждайтесь его вдохновением.
- Не сравнивайте никогда ни с кем. Если вы покажете ребенку правильно нарисованное яблоко и скажете: «Ну, а у тебя что это?», то ребенок может навсегда отказаться от рисования, поскольку он увидит, что его результат и близко не стоит рядом с показанным мамой, а ведь это мама, и она авторитет. В хороших художественных школах показывают для примера множество яблок разных художников, этот художник нарисовал так, а этот – вот так. Большинство детей очень переживают, что у них не получается «как надо», особенно это касается кризисных периодов в три года. А вот некоторых детей не интересуют мнения других, и это самое главное – они уже самодостаточные личности.
- Обсуждайте рисунок. Не надо ставить ему оценки – это хорошо или это не похоже. Обсуждение рисунков даст вам ни с чем не сравнимое взаимопонимание. Малыш будет вам бесконечно благодарен, если вы поинтересуетесь, что это у него и как все происходит в его работе. Его рисунки – это его мир. Если хотите лучше узнать свое дитя – слушайте его.
Прочие принадлежности для рисования
Не менее пристальное внимание, нежели краскам, следует уделить выбору кисточки. Ее ручка должна быть надежной, лучше из крепкого пластика, чтобы не сломать
Железная капсюль обязана быть гладкой, чтобы ребенок не поцарапал кожу. Диаметр кисти – как у обычной ручки. Детям хорошо подходят кисточки из щетины, которые не сильно впитывают краску, делают ровные мазки. Длина кисти должна быть такой, чтобы не задевать лицо ребенка.
Список того, что еще может потребоваться для рисования:
- Фломастеры. Они яркие, позволяют выполнить красивый рисунок быстро, без усилий. Некоторые фломастеры и вовсе выдуваются на бумагу в виде «цветного дождика».
- Карандаши. Менее яркие, зато не марают руки.
- Мелки. Незаменимы для рисования на асфальте. Размеры мелков должны быть большими, чтобы ребенок не повредил кожу об асфальт. Ими же можно рисовать на доске дома.
- Восковые мелки. Хорошо подходят для закрашивания фигур внутри контура.
- Бумага. Для малышей идеален формат А3, детям постарше покупают стандартные альбомы А4.
- Простой карандаш. Помогает создавать базовые контуры. Лучше взять карандаш с пометкой НВ, он не крошится.
- Ластик. Важный инструмент, позволяет стереть неправильно нарисованные контуры, детали.
- Точилка. Лучше сразу купить хорошую, поскольку дешевые быстро выходят из строя.
- Банка для воды. Подойдет и обычный стакан, в котором удобно промывать кисточку.
Возраст начала рисования
Потребность рисовать у ребенка может возникнуть уже в младшем возрасте – в 1 год или чуть позже. У большинства малышей отчетливо просматривается тяга к ярким цветам, желание изобразить что-то на бумаге к 1,5-2 годам. Конечно, первые рисунки представляют собой размалеванные пятна, зато ребенок с каждым разом трудится все активнее. Также нередко его «таланты» становятся заметными на мебели, стенах, обоях, но психологи не рекомендуют сильно ругать ребенка за это, чтобы не отбить желание творить.
Примерно к 4-5 годам дети уже могут начинать посещать уроки рисования, если есть желание и склонность. Красивые картинки можно научиться рисовать и дома, занимаясь с родителями. В интернете сейчас много полезных мастер-классов, тематической информации. Дети 7-8 лет и старше могут ходить на занятия школьного кружка по рисованию, где им расскажут об основах живописи и научат многому интересному.
Возраст начала рисования
Потребность рисовать у ребенка может возникнуть уже в младшем возрасте – в 1 год или чуть позже. У большинства малышей отчетливо просматривается тяга к ярким цветам, желание изобразить что-то на бумаге к 1,5-2 годам. Конечно, первые рисунки представляют собой размалеванные пятна, зато ребенок с каждым разом трудится все активнее. Также нередко его «таланты» становятся заметными на мебели, стенах, обоях, но психологи не рекомендуют сильно ругать ребенка за это, чтобы не отбить желание творить.
Примерно к 4-5 годам дети уже могут начинать посещать уроки рисования, если есть желание и склонность. Красивые картинки можно научиться рисовать и дома, занимаясь с родителями. В интернете сейчас много полезных мастер-классов, тематической информации. Дети 7-8 лет и старше могут ходить на занятия школьного кружка по рисованию, где им расскажут об основах живописи и научат многому интересному.
Экологически безопасные краски для детей
Для детей есть 3 вида безопасных красок, которым родители отдают предпочтения:
- пальчиковые
- гуашь
- акварель
Начинать лучше с пальчиковых красок, они подходят деткам помладше. Подробней о них вы можете узнать из статьи Пальчиковые краски. Польза красок для развития ребенка. Гуашь и акварель для деток постарше.
Ребенку интересно исследовать что-то новое, но со временем ему может надоесть однообразная процедура раскрашивания листа краской. Чтобы этого не случилось, родителям нужно показать ребенку, как можно еще рисовать.
Существует много способов рисования вышеперечисленными красками. Различные техники не дадут вашему ребенку заскучать и покажут ему много нового и интересного, чего он еще не видел.