Инструкция как самому сделать споттер в домашних условиях

Как работать споттером с металлом

Есть технология работы таким аппаратом, которая используется мастерами уже длительное время. Она применяется для кузовных работ по автомобилю, устранению деформированных частей в труднодоступных местах. Как правило, подобные работы проводятся с дверьми автомобиля и его крыльями для того, чтобы не снимать такие детали полностью. Технология может применяться везде, где есть деформация поверхности внутрь.

Иногда начинающие мастера интересуются тем, как сделать самодельный аккумулятор и споттер. Точечная сварка из аккумулятора выполняется с помощью поступления тока в электрод, сваривания его с поверхностью, выравнивания поверхности пистолетом и простукивания молотком периметра вокруг повреждённого участка для его фиксации на нужном месте. Благодаря такому способу деформированную часть можно быстро выровнять и поставить в исходное положение. Втягивать нужно аккуратно.

Технология работы со споттером выглядит так:

  • повреждённую поверхность необходимо зачистить до первого появления «голого» металла;
  • к деформированной поверхности прикрепляется минусовой контакт;
  • электрод сваривается с рабочей поверхностью;
  • вытягивание повреждённой поверхности на нужное место;
  • приваренный электрод удаляется с поверхности вращательными движениями;
  • зачистка поверхности от работы сварки и её подготовка к шпаклёвке.

Для работы с таким устройством, независимо от того, заводское оно или самодельное, необходимо иметь минимальный опыт работы со сваркой. Важным является соблюдение правил работы с подобным прибором. Это позволит рихтовать повреждённую поверхность быстро, качественно и, главное, безопасно. Споттер — это незаменимый инструмент для деформированных поверхностей автомобиля, которые требуют точечного ремонта. Такой аппарат можно собрать самому и не тратить деньги на дорогие заводские модели.

Советы специалистов

Мастера с опытом выполнения кузовных работ рекомендуют:

  • следить за заземлением корпуса – это обязательная мера безопасности. От аккумулятора следует отключать клемму «минус»;
  • дополнить схему споттера вспомогательными элементами цепи для предотвращения перегрузки и повышения мощности;
  • при желании рихтовать аппаратом силовые элементы авто выбор отдавать более мощным аппаратам. В них устанавливается стальной прут вместо электрода.

Собственноручно создать споттер несложно при наличии всех материалов и времени, только важно продумать расположение и тип элементов схемы. Простейшее устройство позволяет рихтовать авто в гараже, но на производствах его будет недостаточно

Споттер представляет собой аппарат, предназначенный для выполнения точечной сварки. Это оборудование широко используется при выполнении рихтовки и восстановлении кузова автомобиля. Благодаря простоте конструкции таких аппаратов сделать своими руками споттер не составит особого труда.

Необходимо лишь использовать качественный инвертор, на основе которого выполняется сварочное оборудование.

Элементы для сборки самодельного аппарата

Чтобы собрать оборудование для аргоновой сварки, потребуются следующие элементы:

  • сварочный аппарат постоянного тока или инверторного типа;
  • осциллятор;
  • блок защиты инвертора;
  • горелка;
  • баллон с аргоном;
  • газовый редуктор;
  • газовый шланг;
  • сварочные кабели.

Источник тока

В качестве источника тока для TIG сварки можно взять обычный сварочный трансформатор и на его выходе приспособить диодный мост для выпрямления тока. Также можно использовать сварочный выпрямитель. Но для обоих типов аппаратов потребуется добавить еще и осциллятор, который будет способствовать бесконтактному розжигу дуги.

На просторах интернета можно прочитать, что проще всего сделать аргонную сварку из инвертора. Но здесь имеется несколько нюансов. Существуют инверторы, в которых уже встроена возможность для TIG сварки. В таком случае достаточно подсоединить к аппарату рукав с горелкой для аргоновой сварки, подсоединить шланг к баллону с аргоном, и агрегат готов к работе. Но сначала нужно переключить его в режим TIG и выставить необходимую силу тока.

Следует заметить, что в таких инверторах уже встроен осциллятор и необходимая защита.

Инверторы без встроенной функции TIG сварки использовать для этой цели не получится. Даже если к нему подключить внешний осциллятор, то инвертор просто сгорит. Чтобы этого не произошло, понадобится небольшая переделка инвертора, которая заключается в добавлении в его схему блока защиты. Данный блок можно собрать вместе с осциллятором на одной плате и поместить ее в отдельный корпус. Получится небольшая приставка к инвертору.

Осциллятор и блок защиты

Как уже говорилось выше, для сварочного инвертора потребуется специальная приставка для TIG сварки. Ее можно собрать своими руками по схеме, предоставленной ниже.

Данная схема включает блок защиты (расположен слева) и осциллятор. Последний можно приобрести в Китае или собрать самостоятельно. Как собирается приведенная выше схема, можно узнать, посмотрев это видео.

Горелка

Для аргоновой сварки используется специальная горелка, состоящая из керамического сопла и держателя вольфрамового электрода.

Также на горелке расположены кнопка пуска и вентиль для подачи газа. Горелку можно собрать из комплектующих, которых достаточно на китайских сайтах, или там же купить уже готовую (собранную).

Баллон с аргоном

В целях безопасности все баллоны с газом принято окрашивать в разные цвета и наносить на них надписи тоже различных цветов. Ниже приведен рисунок, на котором показаны все разновидности газовых баллонов с соответствующей их содержимому маркировкой и цветом.

Как видно из рисунка, для аргона используют баллоны черного цвета (с белой полосой) либо серого цвета (с зеленой полосой и надписью). Для TIG сварки применяют очищенный аргон. Поэтому понадобится приобрести баллон серого цвета с зеленой надписью “Аргон чистый”.

Совет! Для профессионального использования используются баллоны емкостью около 50 литров, имеющие большой вес. Но для бытового использования будет достаточно баллона на 10 литров, который можно перемещать самостоятельно.

Редуктор

Поскольку газ в баллоне находится под большим давлением, то чтобы подать его на горелку, потребуется редуктор. Данный прибор показывает давление в баллоне и позволяет регулировать скорость потока газа по шлангу, ведущему к горелке.

Редуктор должен подбираться строго под определенный газ, то есть в данном случае – под аргон. Обычно прибор имеет такой же цвет, как и баллон с газом.

Шланг и сварочные кабели

Если собирать рукав для аргоновой сварки самостоятельно, то он получится толстым и плохо гнущимся, поскольку в него нужно поместить электрический кабель и газовый шланг. К тому же, потребуется отдельно приобретать разъемы для подключения к горелке и к инвертору (если использовать инвертор с возможностью TIG сварки). Готовый рукав для аргоновой сварки можно купить там же, где и горелку.

Методы работы со споттером

Методы работы с использованием споттера, который позволяет выправить деформированные участки кузова автомобиля, даже расположенные в труднодоступных местах, отработаны многими специалистами, занимающимися кузовным ремонтом. Исправляться с помощью такого аппарата могут различные элементы кузова автомобиля, подвергнутые деформации: двери, пороги, крылья и прочие детали. Принцип работы со споттером основан на том, что усилие, которое он создает, направляется к внешней стороне деформированной поверхности.

При подаче на электрод аппарата сварочного тока происходит соединение с деформированной поверхностью. После этого при помощи инерционного молотка или специального упора деформированный участок выравнивается и принимает первоначальное состояние. Заключительными этапами такого процесса являются тщательная зачистка исправленной поверхности и ее шлифовка. Подробнее о работе споттером можно посмотреть в видео ниже.

Что такое споттер и как он работает

Точечную сварку применяют для соединения между собой деталей из тонколистового проката, а также фиксации на них различных крепежных и опорных элементов. Сваривание осуществляется коротким и мощным импульсом тока. Это обеспечивает проплавление металлического листа не на всю глубину и таким образом позволяет избежать повреждения его поверхности с обратной стороны. Поэтому источники питания многих споттеров имеют напряжение холостого хода в пределах 6÷8 В, сварочное напряжение – 1.5÷2 В и импульсный ток порядка 2500÷3000 А, что позволяет производить сварку на металлическом листе толщиной от 0.5 до 1.5 мм.

В состав такого аппарата для правки кузовных деталей входят пять основных компонентов (см. рис. ниже):

  • источник питания с блоком релейного или электронного контроля и регулирования;
  • сварочный кабель с проводами управления;
  • кабель массы с пластиной;
  • пистолет с клеммами для подсоединения силовой и управляющей цепи и резьбовым соединением для электродов;
  • комплект электродов, оснастки и расходных элементов.

Рихтовка с помощью споттера происходит в следующем порядке:

  1. Зачистка поверхности вмятины.
  2. Приварка вне рабочей зоны пластины кабеля массы.
  3. Установка в пистолет электрода и зажим в него крепежа (кольцо, гвоздь).
  4. Приварка коротким импульсом крепежа к месту вытяжки.
  5. Вытягивание на себя вручную или с помощью приспособлений вмятины в кузовной детали.
  6. Отваривание крепежа от поверхности металла.

Как сваривать детали с помощью споттера?

Сегодня разработана единая технология использования установки, которая применяется всеми профессиональными рихтовщиками. Чаще всего методика уместна для работы с деформированными деталями, находящимися в труднодоступных местах. Такая сварка используется для рихтовки повреждённых крыльев, дверей, стоек. Споттер пригодится для корректировки любой поверхности, которая нуждается в выравнивающих усилиях с обратным направлением.

Контактная сварка нуждается в коротком импульсе напряжения

Сварка по точкам задействует передающийся ток для создания сцепления с деталью. Далее, к участку прикрепляется упор или инерционный молоток. Перечисленные манипуляции обеспечивают быстрое и качественное восстановление кузова.

После довода кузовного элемента к изначальному состоянию зацеп убирается, а поверхность зачищается. Шлифовка необходима из-за наличия на корпусе остатка металла от сварки, иначе гладкую поверхность установить не получится.

Технология работы со споттером:

  1. Повреждённый участок детали очищают от всего покрытия, должен создаться качественный контакт с металлом.
  2. К зачищенному месту подключают контакт для заземления.
  3. Приваривают крепеж для зацепа инструментов.
  4. При помощи инструментов для выравнивания металлов зацепляются за фиксатор.
  5. Вытягивают участок до восстановления изначального состояния или близкого к нему.
  6. Прикреплённый зацеп круговыми движениями отрывают вручную.
  7. Зачищают поверхность до восстановления гладкого состояния и готовят её к шпаклёвке и окрашиванию.

Споттер по типу работы подобен сварочной установке, для его использования желательно иметь базовые навыки выполнения сварки. В процессе манипуляций обязательно нужно следить за правилами эксплуатации и личной защиты. Аппарат пригодится для всех типов восстановительных работ с кузовом авто, где требуется точечное воздействие.

Чем хорош?

Для того, чтобы выправить вмятину с помощью споттера и примочек к нему, не требуется разбирать узлы и агрегаты кузова. В некоторых случаях возможно даже не снимать обшивку в месте повреждения.

  • выполнять локальный нагрев элементов кузова, что делает возможным устранять выпуклости и замятия допущенные в процессе рихтовки;
  • восстанавливать элементы креплений отделки кузова, срезанные или смятые при аварии, поврежденные в процессе рихтовки;
  • приваривать гайки, крепления под саморезы, резьбовые шпильки, болты.

По сравнению с аппаратами газовой сварки оборудование не нуждается в громоздких баллонах, шлангах, хрупких манометрах.

По сравнению с обычной электросваркой споттер не перекаливает металл в месте крепления, ослабляя его. При работе аппарат не создает мощной дуги, способной повредить глаза.

Назначение и сферы применения оборудования

Споттеры являются стандартным оборудованием для автосервисов, т. к. их использование значительно экономит время и сокращает трудозатраты при рихтовке кузовных деталей с односторонним доступом. Кроме того, их применяют для осадки импульсным нагревом металла. Еще одной областью применения споттеров является двусторонняя сварка. В этом случае вместо пистолета используют специальные сварочные клещи. Одна из важных особенностей этого сварочного оборудования — небольшое энергопотребление; параметр ПВ (продолжительность включения) у таких аппаратов не превышает 5%. Многие домашние мастера из тех, кто занимается кузовным ремонтом автомобилей, самостоятельно изготавливают споттеры из подручных материалов (в основном, на базе старых трансформаторов). В таких аппаратах чаще всего отсутствует электронный блок управления, а сварочный импульс формируется вручную, путем нажатия на кнопку отключения питания. Регулировки тока у них, как правило, тоже нет, поэтому подбор сварочных режимов производится опытным путем. Пистолеты и обратные молотки народные умельцы обычно изготавливают своими руками, а расходный крепеж приобретают в профильных магазинах. Тем не менее, с помощью таких устройств вполне успешно выполняются различные виды рихтовки.

Материалы

Чтобы понять, как сделать споттер из сварочного аппарата, нужно начинать с необходимых материалов. Сам тиристор не перегревается, греются лишь локальные места возле кабеля и металлический шток, поэтому лучше всего, чтобы он был сделан из латуни.

Чертеж споттера.

Кабель лучше взять с сечением от 70 мм². Для молотка и массы вполне хватит длины 1,7 и 2,1 м. Вторичная трансформаторная обмотка наматывается с шиной размерами 6,4 х 4,0, которая выполнена из меди. Шину можно заменить на алюминиевую.

На вторичную обмотку нужно добавить еще две. В итоге аппарат будет состоять из алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 мм², что составляет пять обмоток по шесть витков. В качестве молотка обратного действия в данном случае выступает электрод.

Рукоятку обычно делают из хозяйственного пистолета для клея. Кабель нужно найти и выбрать только с термоизоляционным слоем.

Что такое споттер и можно ли его сделать своими руками

Споттер, выполненный своими руками, чаще всего используется для рихтовки авто и выравнивания вмятин на металле. Такое оборудование очень любят мастера на СТО, так как в процессе правки кузова нет необходимости демонтировать крыло или дверь автомобиля. Все работы можно провести непосредственно на внешней части обшивки. Особенно удобно работать прибором в тех местах, к которым подобраться сложно.

Во время работы прибор выдаёт разряд, металл нагревается, в точке касания и происходит сварка.

Сварка споттером не оставляет глубоких следов и после выравнивания легко удаляется болгаркой.

Дело в том, что нагрев и остывание в точке касания происходят настолько быстро, что металл не успевает окислиться и вступить в реакцию. Причем самодельные модели можно настроить таким образом, чтобы сила тока, и время воздействия можно было менять в зависимости то того, какой толщины металл необходимо обработать.

Споттер состоит из следующих элементов: 1 – обратный молоток, 2 – корпус, где расположены блок питания и блок управления, 3 – крюк, 4 – электроды, 5 – пистолет.

Статья по теме:

Какой сварочный аппарат инвертор лучше для дома и дачи. Виды устройств, достоинства и недостатки и обзор популярных моделей – в нашей публикации.

От корпуса аппарата исходит два кабеля: масса и рабочий провод с пистолетом. Пистолет — это то, чем оперирует сварщик в своих руках.

Технология работы следующая: Масса фиксируется на кузов автомобиля, с которого предварительно снят аккумулятор. Пистолет запускает подачу тока. После нажатия на курок происходит разряд, который плавит металл. Одномоментно, либо до этого этапа мастер обратным молотком выбивает небольшие «холмики», на которые споттером подается разряд. Они в последствии зачищаются, тем самым металл утолщается и получает необходимые форму и прочность.

К сведению! Действие споттера основано на таком физическом явлении, как токовое сопротивление. При этом применение привычных сварочных материалов (плавящихся электродов, сварочных проволок и других) не требуется.

Функции и характеристики

Функции споттера следующие:

  • сварка ремонтных шайб для соединения деталей;
  • точечная сварка электродом для вытягивания металла панели;
  • прогревание деталей электродом с последующим охлаждением.

Принудительная система охлаждения и термостат отключают аппарат при перегреве и включают его для нужной температуры для сварки.

Главные технические характеристики, которыми должен обладать самодельный споттер из сварочного аппарата, следующие:

  • напряжение сети должно быть 220 вольт;
  • частота сетевого переменного тока – 56 – 60 Гц;
  • максимально допустимая мощность – 10 кВт;
  • максимальный рабочий ток – 1300А;
  • напряжение для вторичной обмотки 8 – 9В;
  • производительность – 15%;
  • тяговое условие для иглы – больше 100 кг;
  • тяговое условие для шайбы – 100 кг и выше;
  • размеры аппарата 380 мм х 290 мм х 840 мм;
  • вес конструкции 32 кг.

Шайбы для споттера из чего сделать

Споттер – популярный у авторемонтников-кузовщиков аппарат, позволяющий выправлять вмятины на кузовных деталях автомобилей, подобраться к которым с обратной стороны затруднительно или невозможно без серьезной разборки. С помощью споттера методом точечной сварки к поврежденному участку приваривается крепежный элемент, за который и вытягивается вмятина. Споттеры промышленного изготовления широко представлены на рынке. Достаточно опытный мастер вполне может сделать споттер своими руками.

Споттер и его устройство

Споттер (spotter) – это аппарат для точечной сварки (tack welding). Действие его основано на явлении токового сопротивления. При пропускании электрического тока через точку сварки выделяется большое количество тепла, металл заготовок нагревается до температуры пластичности и заготовки свариваются друг с другом в этой точке. При этом применения сварочных материалов — плавящихся электродов, сварочной проволоки, флюсов и защитных газов не требуется. Нагрев (и остывание) происходят настолько быстро, что нагретый металл не успевает прореагировать с кислородом воздуха и окислиться.

Споттер состоит из следующих основных частей:

  • корпус, в котором размещены электрические компоненты;
  • кабель массы;
  • сварочный пистолет с кабелем;
  • остро заточенный электрод.

Применяются две основных конструкции споттеров: трансформаторная и инверторная.

Трансформаторный вариант вполне можно сделать своими руками. Инверторный включает в себят высокотехнологичные электронные компоненты, которые в условиях домашней мастерской изготовить проблематично.

Особенности применения споттера

Основные области применения устройства это:

  • сварка тонкостенных деталей;
  • рихтовка кузовных деталей без разборки корпуса или обивки.

Споттер чрезвычайно удобен там, где доступ к элементу с вмятиной невозможен или весьма затруднен. К элементу приваривается специальный крепеж, за который с помощью обратного молотка, талей или гидравлических домкратов и исправляется вмятина. У споттера также есть режим нагрева элемента для повышения его пластичности, в результате помятый металл возвращается в свою начальную форму.

Как работает споттер

К поврежденному участку, в центре вмятины точечной сваркой приваривается крепежный элемент. К нему крепится шток обратного молотка, опирающегося на корпус за пределами вмятины. Устройство тянет за шток, имитируя удар киянки с обратной стороны металла, куда нет доступа, и вмятина выправляется.

Сделанный своими руками споттер должен иметь два основных режима работы:

  • кратковременный, служащий для прикрепления ремонтной шайбы к поврежденному участку;
  • постоянный — служащий для обычной точечной сварки угольным электродом.

Преимущества такого метода правки вмятин:

  • Минимальные сопутствующие повреждения, наносимые корпусу и автомобилю в целом.
  • Быстрота исправления повреждений по сравнению с частичной разборкой автомобиля.

Чтобы в полной мере получить эффект от этих преимуществ, важно при исправлении повреждений своими руками точно соблюдать требования технологии

Функциональность споттеров серийных моделей

Прежде чем проектировать и изготавливать споттер своими руками, полезно будет изучить функциональность промышленных моделей. Они выполняют:

  • сварку ремонтных шайб;
  • сварку стержня, выправляющего вмятины тягой;
  • нагрев металла для его осадки с помощью графитовых электродов;
  • систему вентиляции и защиты от перегрева с включением после остывания.
  • переключение между режимами постоянной работы для нагрева и кратковременным режимом для сварки

Аппараты из магазина отличаются надежностью и несложны в использовании и обслуживании. Специальная подготовка оператора такого аппарата не требуется, достаточно общих навыков сварочных и слесарных работ.

Характеристики споттеров выпускаемых серийно

Основные характеристики следующие:

  • Параметры сети электропитания — 220 В 50 Гц.
  • Потребляемая мощность — до 10 киловатт.
  • Пиковый ток сварки — 1300 А.
  • Напряжение в рабочей цепи — от 7 до 10 В.
  • Длительность импульса, задаваемая таймером — от 0 до 1,2 сек.
  • Переключение между режимами сварки и прогрева.
  • Тяговое усилие с применением металлического электрода — до 100 кг.
  • То же для монтажной шайбы — более 100 кг.

Споттер, его применение и конструкция

Такой инструмент используется для выравнивания вмятин автомобиля тогда, когда ремонт извне невозможен. Им можно нагреть часть металла, и при этом повреждения кузова будут незначительными.

В частности, он используется в таких целях:

  • рихтовка кузова;
  • выравнивание поверхности кузова без потребности его разборки.

Колоссальная и незаменимая польза от этого аппарата заключается в его использовании для выравнивания кузовных частей, когда доступ к определённым деталям ограничен из-за специфического строения автомобиля. При рихтовке повреждённых частей кузова специальный крепёж устройства приваривается к деформированной поверхности, а затем вытягивает её наружу. Также следует отметить, что споттер способен при работе нагревать металл, и это способствует быстрому выравниванию, получению жёсткости и нужной формы.

Работа такой конструкции заключается в точечном вытягивании повреждённой детали по принципу действия молотка.

Выглядит это следующим образом:

  • обратный молоток аппарата закрепляется на кузове с помощью сварочного импульса;
  • ручник устройства необходимо протянуть по направляющей к себе, при этом опорная шайба остаётся на месте.

Самый простой споттер имеет 2 режима:

  • временный, когда на поверхности закрепляется кольцо;
  • сварочный — применяется лёгкая сварка электрода с поверхностью, когда аппарат крепится к автомобилю.

Из чего можно сделать споттеры

Для изготовления споттера используются старые сварочные аппараты, аккумуляторы и даже отслужившие своё микроволновые печи.

Споттер своими руками из инверторного сварочного аппарата

Однако чаще всего среди самодельных приборов встречается споттер из инверторного сварочного аппарата – в нём уже есть необходимая нам «начинка». Остаётся только подготовить трансформатор для создания нужной силы тока и сделать пистолет. О том, как модифицировать трансформатор, мы подробно говорили выше. Главное − правильно подготовить и очистить от пыли и ржавчины старый сварочный аппарат и все его элементы. Подробное видео, как сделать споттер из полуавтомата своими руками, смотрите здесь:

Изготовление из микроволновки – нюансы

Схема и процедура сборки споттера из микроволновки своими руками практически не отличается от предыдущих. Единственное – необходимо добиться импульсного режима работы. Для этого понадобится конденсатор большой ёмкости с системой управления. Время импульса должно быть минимальным − до 0,5 сек. В противном случае вместо контактной сварки будет отверстие в металле.

Первый этап – освобождаем самое ценное для нас, это трансформатор, разбираем его по сварочному шву. Для этого можно воспользоваться болгаркой или ножовкой

Важно не повредить первичную обмотку, потому как она потребуется нам в дальнейшем


Вот так на этом этапе выглядит ваш трансформатор

Далее толстым медным кабелем в два витка наматываем вторичную обмотку.


Выглядит это достаточно неэстетично, но эту процедуру необходимо провести

После намотки кабеля нужно произвести склейку сердечника трансформатора и основания. Для этого пользуемся обычной 2-компонентной эпоксидной смолой.


Основание выбираем деревянное. Его необходимо пропитать специальным составом

После того как смола застынет, можно проверить работоспособность сварки с помощью специального оборудования.


После этого все элементы можно укладывать в корпус

Как сделать споттер самостоятельно

Для тех, кто не желает тратить бюджет на новенький магазинный аппарат есть выход — сделать споттер своими руками.

Для этого понадобится ряд комплектующих:

  • трансформатор для создания тока и питания всей электрической цепи;
  • диоды и диодный мост;
  • тиристор типа Т132-50 или ПТЛ-50;
  • переменный резистор;
  • кнопка управления.

Для споттера требуется выходная величина тока 1500 А. Многие устройства от сварочных аппаратов уже выдают такое число.

Но если сила тока меньше, то с трансформатором придется немного повозиться:

Со старой техники с помощью зубила или стамески снимается вторичная обмотка. Производится расчет количества витков, приходящихся на единицу напряжения.

Из вторички изготавливают шину на 6 В и сечением 160 мм2. При меньшем размере шина делится на куски, соединяемые тканевыми изолентами, так, чтобы выдержать нужное сечение. Изготавливают пару шин с изоляционной обмоткой: слой изоленты чередуют со скотчем.

Полученные шины монтируют на трансформатор, они должны лечь ровно. Замеряется мощность: если она достаточна, то прибор почти закончен. При отрицательном результате следует изменить подключение проводов к первичному слою

Пистолет споттера получают из сварочного или используют корпус от неработающей дрели. К нему приделывают детали для крепления электродов, внутри устанавливают ось из латуни.

За базу для изготовления споттера можно брать не только трансформатор от сварочного аппарата, но и от микроволновой печи.

Вытягивающее устройство (мостик выравнивающий)

Это устрой­ство дей­ству­ет по прин­ци­пу откры­вал­ки для вин­ных про­бок. Исполь­зу­ет­ся вме­сте с гре­бён­кой. При­ва­ри­ва­е­те тяну­щие эле­мен­ты, встав­ля­е­те стер­жень, за стер­жень при­со­еди­ня­е­те гре­бён­ку, сво­ди­те рыча­ги, тем самым, вытя­ги­вая вмя­ти­ну. Быва­ют так­же вари­ан­ты не с рычаж­ным а с резь­бо­вым вытя­ги­ва­ни­ем. То есть, закру­чи­вая спе­ци­аль­ный бара­шек или болт свер­ху мости­ка, под­ни­ма­е­те тем самым стер­жень, а за ним и гребёнку. Стер­жень, с помо­щью кото­ро­го про­ис­хо­дит вытя­ги­ва­ние, мож­но пере­ме­щать по мости­ку вле­во и вправо. Суще­ству­ют так­же моде­ли вырав­ни­ва­ю­щих мости­ков с четырь­мя опо­ра­ми. Такая кон­фи­гу­ра­ция нуж­на для более удоб­но­го раз­ме­ще­ния мости­ка на слож­ных поверхностях.

Делаем обратный молоток и пистолет

Самодельный обратный молоток, сделанный из сподручных материалов, поможет выровнять ударами любую вмятину. Самая простая конструкция требует наличия штока — стального прутка диаметром 8-10 мм. На одном торце крепится рукоятка. Это ручка от велосипеда или самоката. В этом же месте приваривается болт для накидывания клеммы и подключения кабеля.

Обратный молоток с другой стороны штока должен иметь жало для сварки. Его можно приварить, либо сделать съемным через прорезь и болтовое крепление. На рабочую ось насаживается груз, который и будет создавать воздействие на металл при ударе. Его вытачивают из обычной стали на токарном станке. Внутреннее отверстие должно позволять свободно скользить по штоку. По краям последнего привариваются толстые шайбы для упора. Удобно, когда самодельный обратный молоток имеет пружину между грузом и шайбой, ближней к сварочному концу. Это помогает возвращать удар для следующего действия и ускоряет работу.

Если поместить этот шток в корпус от дрели или игрушечного пистолета, то можно совместить обратный молоток и сварочный пистолет в одну конструкцию. Но последний изготавливается и отдельно. В один из имеющихся корпусов (старая дрель или другое) монтируется короткий шток с прорезью и прижимным отверстием для болта. В прорезь вставляется электрод или шайба. Кабель прокладывается внутри корпуса.

Особенности применения споттера

Аппарат в работах по рихтовке применяют для:

  • корректировки поверхности кузова без демонтажа;
  • сварки кузовных элементов.

Особенно удобен и эффективен аппарат для воздействия на участки или детали машины со скрытым либо неудобным расположением. Споттер применяется при невозможности использовать альтернативные методы рихтовки из-за ограниченного доступа к повреждённой области.

Принцип работы инструмента сводится к нескольким основным этапам:

  1. Зачистка повреждённой области от лакокрасочного покрытия, шпаклёвки, остатков грунтовки и т. д.
  2. Приваривание особых деталей крепежа к деформированному участку.
  3. За фиксатор зацепляют инерционный молоток, им выравнивают металл.

Полезное свойство устройства – способность прогревать деталь. В процессе нагрева и остывания быстрее и эффективнее восстанавливается форма и жёсткость.

Иногда, когда возникает необходимость выполнить срочные работы по сварке, мастеру никак не обойтись без специального аппарата

Устройство споттера

Существует немало схем, на которых показано, как сделать споттер. Вот одна из них:

Схема самодельного споттера

Устройство самого простого споттера, составленного из сварочного прибора, таково:

  • трансформатор для сварки;
  • тиристор, предназначенный для работы с напряжением 200 В;
  • привод на 12 В. В качестве него можно использовать трансформатор от некоторых видов старой техники;
  • реле 30 А;
  • диодный мост;
  • кнопка (к ней особые требования не выдвигаются);
  • контактор на 220 В.

Для вашего будущего устройства для точечной сварки важно, чтобы на выходе у техники была сила тока от 1500 А. Принцип работы по сборке следующий:

  • снимите с техники вторичный слой;
  • посчитайте, сколько требуется витков на 1 В. Для этого вам понадобится обвернуть проволоку из меди на первичную обмотку. После этого замерьте количество вольт, а полученные данные поделите на количество проволочных витков. Так вы получите количество необходимых витков на 1 В напряжения;
  • соорудите шину из вторичной обмотки техники. Сечение шины должно быть больше или равно 16 мм, а напряжение – 6 В. Если у вас получилось сечение с меньшим диаметром, поделите его на составные части, а затем скрепите при помощи скотча;
  • вам потребуется 2 шины, на которых будет находиться изоляционная обмотка. Проводите изоляцию последовательно: наносите слой изоленты, после — скотча, а потом — снова изоленты;

Обмотка вторички

  • шины, которые получились у вас в процессе работы, намотайте на трансформатор. Для этого вы можете воспользоваться дополнительным инструментарием или прибегнуть к посторонней помощи. Необязательно плотно скреплять первичную обмотку с трансформатором — достаточно ровной посадки шины;
  • измерьте мощность: если она соответствует нужным параметрам, вы уже почти закончили делать споттер своими руками. Если мощность не достигает нормы, измените подключение проводов к первичной обмотке.

Далее вам потребуется изготовить сварочный пистолет. Основой для него может стать сварочный полуавтомат, однако он требует изготовления для него дополнительных крепежей к рихтовочному прибору. Внутри сварочного полуавтомата фиксируется латунная ось (М10).

Сварочный пистолет

Для клещей сойдет обычная труба с размерами 20х20 мм. Проводник, при помощи которого соединяется пистолет с трансформатором, обязан быть снабженным сечением, равным или большим сечения шины. Чем короче и толще у вашего прибора будут провода, тем эффективнее он будет работать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Домашний дизайнер
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: