Когда необходимо проводить регулировку
Когда может возникнуть необходимость внесения корректировок в дверную систему? Первым делом необходимо позаботиться о выставлении подходящих параметров во время установки. Вес полотна должен равномерно распределяться по креплению, при несоответствии массы и максимально допустимой нагрузки на металлические элементы конструкция теряет часть своих функциональных возможностей, постепенно расшатывается, что может привести к заеданию замка, увеличению трения между деталями и полной её поломке.
При смене сезонов следует проводить регулировку положения металлических входных дверей, это легко делается своими руками: на зиму притвор делают более плотным, а к лету слегка ослабляют
Обязательно нужно проводить регулярную проверку системы и при наличии малейших дефектов устранять неполадки, это значительно продлит срок её службы, что очень немаловажно для входной двери
Дискомфорт при использовании входной двери чаще всего устраняется регулировкой петель
Чтобы приобрести необходимые в быту навыки, необходимо прежде всего разобраться, как отрегулировать входную металлическую дверь в следующих случаях:
- Слышен скрип при движении двери. Причиной может быть попадание пыли и прочих загрязнений, иногда скрип возникает при затирании створки о коробку.
- Плохо закрывается, туго притягивается. Этот дефект возникает при несоответствии положения замочного язычка и отверстия для его вхождения, перекосе или большой толщине уплотнителя.
- Между полотном и коробом остается зазор. Причина часто кроется в износе уплотнителя, а также перекосе усиков замочной пластины.
Когда нужна переустановка дверного блока
Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что даже очень сильный перекос и деформация двери подлежат исправлению. Однако существуют ситуации, при которых полумерами не обойтись.
Речь идёт о таких дефектах установки, при которых дверь заклинивает, либо имеет недостаточно прочное закрепление в проёме. Так, в конструкции рамки тяжёлой сейфовой двери обязательно должны предусматриваться внешние косынки в углах, воспринимающие нагрузки сжатия и растяжения от массивного дверного полотна. Сторона рамки с петлями в обязательном порядке должна укрепляться разнонаправленными ригелями или анкерами, заходящими в тело стены не менее 25–30 см.
Если эти и подобные требования к монтажу металлических дверей не были соблюдены, то даже очень тщательная работа по выравниванию со временем окажется бесполезной. Правильным решением будет провести полный демонтаж с временной установкой самой дешёвой двери, а затем исправить геометрию снятого дверного блока и смонтировать его обратно, соблюдая все правила и требования. опубликовано econet.ru
Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
Восстановление и склеивание деталей при помощи пластмасс
Эти материалы часто используются для получения качественного и прочного соединения неметаллических поверхностей. В числе наиболее часто применяемых текстолит, стиракрил (очень быстро твердеет, поэтому так удобен), а также различные древесно-слоистые составы. Последние особенно эффективны при возвращении исходных размеров направляющих промышленных станков, подшипников скольжения, зубчатых колес, втулок и подобных им элементов, испытывающих значительное трение в течение эксплуатационного цикла.
Склеивание – это вполне актуальная операция, которая в целом ряде случаев является отличной альтернативой свалке, клепке, соединению болтами. В качестве составляющей части технологического процесса восстановления деталей обладает следующими преимуществами:
- скрепляет разные по структуре материалы;
- не повышает конечный вес заготовки, а зачастую даже снижает его;
- обеспечивает герметичность шва и дает ему антикоррозионные свойства;
- минимизирует стоимость проведения обслуживания.
В качестве веществ-соединителей можно использовать клеевые составы карбинольного и БФ-типа. Они сделают стык-шов достаточно надежным, непористым, защищенным от влаги, воздействия щелочей, спиртов, кислот, ацетона и других растворителей. При этом довольно известные их марки отличаются экологичностью и сравнительно сбалансированным содержанием компонентов.
Все актуальные на сегодня способы восстановления и ремонта деталей склеиванием осуществляются в 3 этапа:
- Подготовка скрепляемых поверхностей, то есть их очистка от масла и грязи, с последующей пригонкой.
- Нанесение связующего состава – при помощи стеклянного стека или кисточки, на оба соединяемых элемента.
- Выдерживание под прессом, в течение 15-240 минут, при температуре от 60 до 200 0С (в зависимости от марки клея).
Резину и стали скрепляют между собой при помощи БФ-6 (отличается самым быстрым высыханием – за 0,25-1 часа), для предметов, эксплуатируемых в щелочной среде, актуален БФ-4, для работающих при температурах до 90 градусов по Цельсию – БФ-2. Но любой из них следует наносить в 2 слоя, с интервалом в 70-75 минут. Прижимное усилие пресса должно быть 1-15 кг/см2.
Мы постарались сделать классификацию способов восстановления деталей как можно более подробной – чтобы вы могли сразу понять, каким методом лучше всего воспользоваться в вашем случае. И если этот вариант потребует использования наплавочного станка, вы уже знаете, у кого стоит заказать высокопроизводительную и точную модель – у ижевского .
Предпосылки, по которым двери могут издавать всеми постылый стук
Все мы рано либо поздно сталкивались с таковой неувязкой, и фактически постоянно причина оказывалась тривиальной. Часто очень хлопают межкомнатные двери из-за очевидного сквозняка, либо даже когда вы просто их закрываете. Таковой соответствующий звук происходит при ударе полотна о коробку. Это раздражает окружающих и оказывает негативное действие на саму древесную систему.
Если это вход в ванную либо в какое-либо мокрое помещение, есть вариант, что просвет просто напитался влагой и разбух, из-за чего же происходит противный грохот. Также предпосылкой может стать деформация самого короба: с течением времени он проседает и не дает способности плотно захлопнуться.
Не исключайте вначале неверный установка фурнитуры, потому что таковой вариант является самым всераспространенным, потому во время установки лучше проследить за всеми действиями профессионалов и убедиться, что работа изготовлена с соблюдением всех норм и правил. Не звукоизорированная коробка либо отсутствие заполнения снутри древесного полотна также могут стать предпосылкой.
Почему может просесть дверь и как её поднять?
О том, что с конструкцией что-то не так свидетельствуют неприятные звуки, возникающие в момент открывания и закрывания. Скрип, треск и т.д. обусловлены соприкосновением с напольным покрытием. Его можно услышать даже в самом начале эксплуатации, если неграмотно выполнены монтажные работы. Но в основном исправление такой проблемы необходимо спустя пару лет, а иногда и десятилетий после установки. Поводом для деформации служат естественный износ запчастей, механические повреждения и резкие движения при открытии и закрытии. Больше вероятности столкнуться с такой проблемой у обладателей изделий из массива – они тяжелые, поэтому петли со временем не выдерживают.
Если заметили, что просела межкомнатная или входная дверь, не спешите пользоваться советами, как её отрегулировать. Сначала определите, из-за чего положение дверного полотна изменилось. Пользоваться рекомендациями по ремонту бессистемно – только тратить время, деньги и нервы. Предлагаем вашему вниманию пути выхода из ситуации при наиболее распространенных типах поломок.
Виды правки металла
Операция подразделяется на два подвида:
- Ручная.
- Машинная.
Ручная правка и рихтовка металла применяется в домашних мастерских и при изготовлении уникальных изделий. Набор инструмента несложен, но требуется высокая квалификация рабочего — правильщика.
Машинная правка используется в промышленности. Оборудование массивное и сложное, но обладает высокой производительностью и возможностями автоматизации процесса. Кроме того, операцию машинной правки часто совмещают с гибкой и нарезкой листовых заготовок, включая ее в состав единого технологического комплекса.
Операцию можно осуществлять при комнатной температуре. Работа при температуре 0С и ниже недопустима — материал теряет пластичность и становится хрупким. Иногда заготовку приходится нагревать до 140-400С, чтобы повысить пластичность.
Технология сварки профильной трубы
Само собой разумеется, что успех проделанной работы зависит не только от правильности выбора расходных материалов, настроек инвертора, и некоторых других особенностей сварки. Варить профильную трубу лучше на небольших токах, чтобы сильно не расплавлять металл. Ни о какой газовой сварке речи идти и не может, только ручная дуговая сварка.
Электроды можно использовать диаметром 2-3 мм. Для каждого из них выбирается свой определённый сварочный ток. Для электродов диаметром до 2 мм, значения сварочного тока должны быть не более 50 ампер. Если используются электроды 3 мм, то сварочный ток должен быть выше, но не более чем 100 ампер.
В большинстве случаев ток для сварки выбирается экспериментальным путём. Здесь все зависит не столько от инвертора, сколько от рабочего напряжения в электросети.
При этом многое зависит и от качества подготовительных работ. Поэтому для начала следует осуществить подготовку перед сваркой.
Подогнать профильную трубу по размерам металлоконструкции. Сделать подрезку и подгонку деталей
Резать трубу рекомендуется болгаркой или сабельной пилой, но никак не при помощи сварочного аппарата
Важно выровнять стыки профильных труб и максимально подогнать их
Обычно именно из-за этого и ведёт всю конструкцию Также следует уделить должное внимание подготовке и очистке металла от ржавчины
Кромки труб должны быть ровными, а зазор между ними — минимальным. Только после этого свариваемые детали нужно уложить и зафиксировать точно так, как они и будут находиться в готовой конструкции.
Снимать струбцины или магнитные крепежи можно только после того, как сварка будет завершена, а стыки полностью остынут.
Как выправить вмятину на двери автомобиля
К сожалению, все элементы внешней конструкции транспортного средства не являются очень прочными, а потому вопрос, как выправить вмятину на двери автомобиля, является довольно актуальным.
Устранение повреждений на двери автомобиля своими руками привлекательно тем, что вам не придется ждать несколько дней, пока его будут ремонтировать в мастерской, а также тем, что на такой ремонт вы потратите значительно меньшую сумму. Большинство водителей, столкнувшись с проблемой вмятины на передней или задней двери автомобиля, хотят исправить их так, чтобы после этого не потребовалась покраска. Это желание абсолютно обосновано, ведь на покраску уйдет дополнительное время, материалы и средства, да и подобрать такой цвет, в который было окрашено авто перед этим, вряд ли получится.
Исправление геометрии установочной коробки
В то время как полотно металлической двери не может искривляться в собственной плоскости по причине высокой жёсткости, установочная рамка способна ощутимо деформироваться. Причиной тому может быть как давление со стороны неукреплённого проёма, так и попросту прогиб под весом навешенной двери. Обычно для исключения такого эффекта дверной блок снабжают распределённым анкерным креплением, что остаётся целиком на совести установщиков.
Исправить геометрию стальной рамки достаточно просто. Для этого нужно определить базу — наиболее ровную сторону коробки, расположенную максимально близко к любой из нормалей. С помощью описанного выше метода с использованием лазерного построителя осей нужно составить карту деформаций, чтобы точно знать, в какую сторону и насколько следует сдвинуть оставшиеся рёбра.
Искривлённые стороны дверного короба подвергаются частичной разделке: нужно вычистить пенный или цементный шов и обеспечить зазор, достаточный для выравнивания. Далее необходимо засверлиться в торцы проёма и расположить ряд анкеров, направленных по осям противодействия усилиям, направленным для выравнивания рамки. Для бетонных стен рекомендуется использовать распорные анкеры, для рыхлых и ячеистых — химические. Толщина шпилек в обоих случаях должна быть сопоставима с общим сечением профиля коробки. Дальнейшие действия очевидны: с помощью рычагов и распорок рамке придаётся правильная форма, после чего весь блок крепится к анкеровкам сваркой.
Холодная правка валов
При эксплуатации машин у валов возникают дефекты: изгиб; износ рабочих поверхностей; повреждение резьбы, шпоночных канавок и шлицев. Изгиб валов определяют в центрах токарного станка, специальных приспособлений или на призмах с использованием стоек с индикаторами (рис. 2).
Рис. 2. Определение изгиба вала индикаторной головкой на призмах
Изгиб валов устраняют правкой: холодной или горячей. Холодную правку выполняют под прессом. Следует иметь в виду, что при холодной правке в результате появления наклепа в металле возникают внутренние напряжения, величина которых тем выше, чем больше величина деформации при правке. Кроме того, при холодной правке не всегда сохраняется требуемая форма вала (валы могут вновь принимать свою искаженную форму). Поэтому рекомендуется после холодной правки нагреть валы до 400…450 °С, выдержать 1 час и медленно охладить.
Правка по методу Буравцева. Его назвали «поэлементной холодной правкой». В процессе правки по методу Буравцева также используется пресс (рис. 3). Ноу-хау заключается в специальном приспособлении, с помощью которого поверхностный слой шейки вала пластически деформируется так, что в нем вместо обычных напряжений растяжения создаются напряжения сжатия. Галтель при этом не затрагивается, а значит, усталостная прочность коленчатого вала после правки не только не уменьшается, но даже возрастает. Более того, избавившись от недостатков ранее известных способов, поэлементная холодная правка позволяет восстановить любые коленчатые валы (и чугунные, и стальные) любых двигателей (от мотоциклов до экскаваторов), имеющих практически любой прогиб. При этом точность правки очень высока. Например, удается обеспечить взаимное биение коренных шеек 0,01 мм при исходном биении свыше 1 мм.
Рис. 3. Правка вала по методу Буравцева
За годы использования способа поэлементной правки на практике накоплен фактический материал о дальнейшей «судьбе» выправленных коленчатых валов как отечественных автомобилей, так и иномарок, включая грузовики и автобусы. Статистика показала, что эти коленчатые валы не возвращаются в изогнутое состояние со временем. Не было и рекламаций, связанных с поломкой валов, что косвенно свидетельствует об их высокой усталостной прочности.
Правка валов наклёпом. Способ целесообразен для правки коленчатых валов, биение которых не превышает 0,03…0,05 % от длины вала. Он производится наклепом щек пневматическим молотком со специальной головкой. Коленчатый вал укладывается на призмы верхними коренными шейками или устанавливается в центрах. Продолжительность правки и глубина наклепа (деформации щеки) зависят от силы и числа ударов в единицу времени. По одному и тому же месту не рекомендуют делать более трех-четырех ударов; контроль эффективности правки осуществляют измерением биения вала. Наклепу подлежат внутренняя и наружная стороны щеки (со стороны шатунной шейки) в зависимости от направления биения вала. Правка наклепом щек коленчатого вала не снижает его усталостной прочности.
Виды технологий правки металла
Правка и гибка металлов могут быть двух видов – ручная и машинная. Правке и гибке подлежат пластичные металлы, такие как медь и сталь. Хрупкие металлы править нельзя.
Правка необходима не только для ликвидации дефектов, но и после сварки, паяния и вырезания заготовок из листа под воздействием температур.
-
Ручная правка
подойдет в случае, если необходимо исправить мелкие дефекты. Для ее исполнения используются такие инструменты, как кувалды на основе чугунной и стальной плиты, а также наковальни. Требует больших усилий. - Как правило, сегодня применяется машинная правка и гибка
. Она обеспечивает более качественный результат, кроме того, этот процесс значительно легче. Выполняется с помощью прессов и валиков.
Для правки лучше всего подойдут молотки с круглым бойком, которые имеют прочную ручку, а также иногда используют слесарные молотки и молотки с вставками из мягких металлов. Для правки листов используют бруски.
В промышленных масштабах используются только машинные методы. Заготовку пропускают между валиками, которые вращаются в разные стороны. Под их давлением металл становится ровным.
При использовании пресса, заготовку помещают на опоры, затем на нее опускают пресс, вследствие чего заготовка также выпрямляется. Как правило, при серьезных дефектах металл правят под воздействием температур. Оптимальной для этого температурой является 350-450 градусов, больше нагревать нельзя, так как возможен пережог.
При выполнении холодной правки температура должна быть около 140 градусов. При температуре 0 градусов править нельзя, так как металл становится хрупким и ломается.
Процессы правки и гибки металлов
используются повсеместно
При гибке очень важно правильно рассчитать угол сгиба и пропорции. Для качественного проведения этих процессов необходимо хорошее оборудование – гибочные станки и прессы
Устранение вмятин в труднодоступных местах кузова.
Устранение таких вмятин производят при помощи рычагов, опорных плит и
специального приспособления ударного типа.
Исправление вмятин на лицевых поверхностях в зоне
расположения усилителей производят при помощи рычагов, выбор которых
зависит от расположения и характера вмятины. На рис. 6.7 приведены схемы
правки и примеры исправления элементов кузовов с использованием рычагов.
Вмятины, расположенные под усилителями, устраняют плоскими рычагами.
Выштам-повки и ребра жесткости на открытых участках восстанавливают при
помощи опорных плит и специального зубила. Заломы и вмятины панелей
дверей, а также крыльев выправляют рычагами, используя в качестве опоры
внутренние элементы панелей капота, дверей, щитка брызговика и т. д.
Устранение деформации панели порога (рис. 6.8) производят
его вскрытием, правкой, зафланцовкой и сваркой. На рис. 6.8, а, б
показаны приемы вскрытия порога. Для вскрытия применяют дрель,
твердосплавное сверло или цельный зенкер, зубило, рычаг и молоток.
Правку деформированной панели порога и восстановление его формы
производят рычагом-прижимом и рихтовочным молотком. За-фланцовку
восстановленной панели порога выполняют молотком с использованием
опорной плиты в качестве поддержки. В заключение выполняют сварку
наружной панели порога с накладкой боковины и панелью пола.
Неглубокие пологие вмятины иногда удается выправить, не
вскрывая скрытой полости. Для этого в наиболее глубокой части вмятины
сверлят отверстие диаметром 6 мм, через которое вставляют изогнутый
конец стержня и вытягивают вогнутую часть панели до нормального ее
положения. Затем отверстие заполняют припоем или эпоксидной
шпатлевкой.
Рис. 6.6. Устранение обширных выпуклостей (вмятин) на
поверхности кузова методом нагрева в сочетании с ударным
воздействием: а — нагрев металла; 6 — осаждение выпуклости киянкой
на плите; в — устранение вмятин молотком на фасонной плите; г —
последовательность нагрева и осаждения металла при устранении
выпуклостей (вмятин)
Устранение глубоких вмятин проводят приспособлением
ударного типа. Приспособление состоит из ударного молотка, движущегося
по направляющему стержню и заканчивающегося рукояткой с упорной
площадкой. Рабочим органом является комплект сменных наконечников,
предназначенных для исправления вмятин на панелях кузова. Сменные
наконечники со стержнем приспособления соединяют резьбой.
Восстановление формы кузовных деталей с использованием рихтовочно-го инструмента.
Правку выпучин выполняют в холодном или
нагретом состоянии.
Устранение выпучин в холодном состоянии основано на
растяжении металла по концентрическим окружностям или по радиусам от
выпучины к неповрежденной части металла (рис. 6.1). При правке
образуется плавный переход от наиболее высокой части выпучины к
окружающей ее поверхности панели. Для этого по направлению от металла,
окружающего выпу-чину, к выгнутой части поверхности наносят молотком
последовательную серию ударов по кругу. По мере приближения молотка к
границе выпучины силу удара уменьшают. Чем больше будет число
окружностей на панели при рихтовке, тем плавнее получится переход от
выпучины к неповрежденной части металла.
Рис. 6.1. Устранение выпучин в панелях кузова без
нагрева:а — участки панели с выпучиной; б — схема направления
ударов молотком (указаны стрелками); / — выпучи-на: 2 — панель; 3 —
участки панели, подлежащие растягиванию рихтовкой с помощью молотка: 4 —
кривизна панели после правки выпучины
Правка деформированных поверхностей на прямолинейном
участке лицевых панелей с использованием опорной плиты и киянки показана
на рис. 6.2, а. Исправление деформаций на деталях с некруглыми
поверхностями выполняют с использованием киянки и фасонных плит или
наковален специального профиля (рис. 6.2, б). На рис. 6.2, в показан
процесс рихтовки незначительных вмятин на лицевых панелях кузова, таких
как крыша, двери, капот, крышка багажника, крылья и др.
Последовательность исправления вмятин на деталях кузова, имеющих
закругленную лицевую поверхность, представлена на рис. 6.2, г.
Значительная пластическая деформация, имеющая место при
растягивании металла для устранения выпучины рихтовкой в холодном
состоянии, увеличивает истинную поверхность металла на восстанавливаемом
участке и ухудшает стойкость его окисной пленки. В результате
коррозионная стойкость металла ухудшается. Поэтому правку неровных
(волнистых, небольших вогнутых поверхностей) панелей кузовов и оперения
выполняют без наклепа и увеличения площади металла при помощи опорной
плиты 2 и специального молотка 1 (рис. 6.3), имеющего насечку на рабочей
части. При устранении вмятин данным способом металл не растягивается, а
длина панели 3 восстанавливается до первоначальных форм и размеров.
Для восстановления поверхности кузовных деталей в
легкодоступных местах применяют различные рихто-вочные инструменты в
соответствии с кривизной восстанавливаемого профиля детали, т. е. с
учетом радиусов, переходов различной кривизны и ребер жесткости. На рис.
6.4 показаны варианты использования фасонных плит, наковален, оправок и
рихтовоч-ного молотка при восстановлении поверхности переднего крыла
кузова в сечении А-А.
Выправление вмятины магнитом
Нужно отметить, что данная технология подходит для выпрямления лишь небольших повреждений. Как выровнять металл на машине без шпаклевки? В процессе работы магнит перемещают по поверхности поврежденного участка от краев к центру вмятины, натягивая его на себя.
Во избежание повреждения лакокрасочного покрытия под магнит следует подложить мягкую ветошь.
Внешнее выравнивание по клеевой технологии
Этот метод называют также вакуумным, а суть данной технологии состоит в вытягивании вмятины пистоном, закрепленным на поврежденном участке кузова с помощью клея. Однако возможно использование и непрофессиональных приспособлений, представленных присосками. Аппликатор закрепляют при помощи клея на поврежденном месте кузова.
По завершении его высыхания центральную точку вмятины вытягивают мини-лифтером. Присоску применяют по тому же принципу.
Данным способом можно исправить дефект, но не устранить ее полностью. К тому же не рекомендуется использовать такую технологию для выравнивания деталей с трещинами, так как возможно отслоение металла.
В целом, клеевой метод выпрямления вмятин считают одним из наиболее простых и быстрых.
Способы и методы восстановления деталей давлением
Все они сходны и базируются на эффекте пластичности, то есть на способности металла менять свои габариты и пространственную геометрию под воздействием значительных нагрузок (но не разрушаться при этом). В каждом из подобных случаев используется приспособление, переносящее частицы основного материала с неиспользуемых зон в поврежденные.
В результате такой обработки другим становится не только внешний вид заготовки, но также ее свойства
Поэтому особенно важно, чтобы перераспределение стали или чугуна не ухудшало эксплуатационных характеристик элемента, выполненного из сплава, а также не снижало его прочность
Под давлением на практике возможны следующие виды восстановления деталей оборудования:
- правка рычагов, а также валов, как коленчатых так и гладких;
- осадка зубчатых колес, используемых пальцев, истертых втулок;
- накатка для практического повышения диаметров цапф, шеек направляющих осей за счет образования канавок и поднятия гребешков;
- обжатие вкладышей подшипников;
- вдавливание шлицевых валиков;
- раздача роликов машин, поршней, подобных им комплектующих.
Еще перечисленные варианты обработки позволяют увеличивать долговечность и твердость используемых заготовок. В результате их поверхность становится лучше защищенной от ударных воздействий и трения. Также в числе проводимых операций чеканка, бомбардировка дробью, обкатка, причем не только шариками, но и роликами.
Правка листового металла. Назначение правки листового металла.
Листовой и сортовой прокат, поступающий в работу обыкновенно бывает недостаточно выправлен, поэтому почти весь металл прежде чем пустить в производство подвергают правке. Правка делает металл ровным и правильной формы, что позволяет правильно проводить последующие операции.
Степень точности и необходимость правки зависит от технических требований к конструкции и технологических требований к этой операции в связи с последующими операциями. Так правка перед разметкой заготовки для цельноштампованного или лепесткового днища в большинстве случаев не требуется; точность правки под строгание гораздо выше, чем точность под резку газом вручную и т. д.
Всякое искривление металла объясняется тем, что часть волокон его становится короче других. Отсюда процесс правки — уравнивание длин волокон путем сжатия удлиненных или удлинения коротких. Практически процесс правки — это растяжение, так как выполнить его гораздо легче, чем сжать волокна.
В большинстве случаев растяжение волокон выпрямляемых деталей производят следующими способами:
ударами кувалды по металлу, лежащему на плите;
изгибом металла.
Наклеп металла — это.
При правке в металле образуется состояние наклепа, это означает, что металл становится более твердым, менее пластичным и хрупким. При правке металла способом изгиба по большей части явление наклепа не обнаруживается, помимо сильного изгиба.
При правке металла ударами кувалд качество металла ухудшается вследствие появления местных вмятин и забоин. Поэтому этот способ нужно применять только в случае правки неответственных деталей или производить его с помощью гладилок или подкладных листов.
Способы правки металла. Правка металла нагревом.
Правку металла осуществляют как в горячем, так и в холодном состояниях. Правка в холодном состоянии является обычной, в горячем состоянии правка применяется в случае сильной изогнутости или при отсутствии оборудования, дающего необходимую точность или необходимую мощность. Горячую правку необходимо производить в интервале температур 1150°—800° С (для сталей, содержащих углерод до 0,3%). Температура выше максимальных показателей может вызвать изменение структуры металла и пережог. Правка при температуре ниже 800°С в мягкой стали может вызвать наклеп, а в твердой — могут образоваться трещины.
Температурные интервалы, при которых необходимо производить правку, зависят от содержания углерода и других примесей в стали. Нагрев металла в зависимости от вида, размеров и веса за готовки может быть произведен в горнах и печах. Местный нагрев может быть осуществлен газовой горелкой.
Правка выполняется ручным и машинным способом.
Зачем нужна правка
Государственными стандартами оговариваются следующие виды допусков формы готового проката:
Станок для правки листового металла
- Для прутков круглого и квадратного поперечного сечения — пространственная кривизна и видимая скручиваемость
- Для прутков квадратного сечения, кроме того — вогнутость и выпуклость граней;
- Для стальных полос — неплоскостность, серповидность, выпуклость боковых граней.
- Для листов — неплоскостность.
- Для лент и рулонов — телескопичность и ребровая кривизна.
В случае высокоточной штамповки все вышеперечисленные дефекты провоцируют ускоренный износ штампов, а точность готовой продукции снижается. Причиной подобных искривлений могут являться также разделительные операции на листовых и сортовых ножницах, когда края листа/полосы или торцы прутков недопустимо искривляются.
Еще больше предпосылок для выполнения правки при горячей штамповке. Готовые поковки искривляются при:
- Выталкивании из полости штампового ручья (особенно часто это происходит с поковками сложной формы);
- Термообработке, после которой в металле возникают внутренние остаточные напряжения;
- Обрезке облоя вследствие неконтролируемой усадки металла.
В технологиях холодной штамповки правка металла выполняется после гибки деталей из высокоуглеродистых или пружинных сталей, а также при холодном выдавливании изделий с длинной стержневой частью. Достаточно распространена также правка и рихтовка металла в виде рулона перед его роспуском на ленты.
Основанием для включения такой операции в технологический процесс производства служат результаты замеров формы деталей, для чего используются либо специальные шаблоны, либо универсальный мерительный инструмент. При незначительных отклонениях иногда допустима ручная рихтовка металла, но в большинстве случаев этого недостаточно.